У писательницы Натальи Горбачевой есть кредо, с которым она шагает по жизни вот уже несколько лет. «Случай – это псевдоним Господа Бога», утверждает она, и убедительно доказывает эту любопытную формулировку во многих своих произведениях, особенно в тех, где рассказывает читателям о своей жизни. Именно из таких личных автобиографических историй состоит ее книга под названием «Без любви жить нельзя».
Будучи выпускницей ВГИКа, Наталья, тем не менее, не ушла с головой в служение «важнейшему из искусств», хотя многие годы и проработала на телевидении. В один прекрасный день она решила попробовать себя в чем-то новом, и начала писать книги. Так появилась замечательная писательница, чьи произведения читаются буквально на одном дыхании – как будто смотришь динамичный, увлекательный фильм. Кроме того, ее книги – настоящая «интеллигентская проза» в самом положительном смысле этого слова. Таким чистым, интеллектуальным, уважительным к читателю, и в то же время абсолютно простым литературным языком современные авторы балуют нас, увы, редко.
Несмотря на то, что книга Натальи Горбачевой «Без любви жить нельзя» вышла в популярной серии «Рассказы о святых и верующих», произведение все-таки больше напоминает повесть. Каждую из главок, конечно, можно прочесть и как абсолютно законченный рассказ, но, тем не менее, все они взаимосвязаны. Автор начинает повествование о себе с того момента, когда она случайно, проездом из Таллина, попадает в Псково-Печорский монастырь и по непонятному ей тогда наитию на последние деньги покупает там фотокопию Страстной иконы Богородицы. А дальше вся ее жизнь, вплоть до мелочей, словно выстраивается в один удивительный и совершенно непредсказуемый сценарий, в котором автор, она же - главная героиня, всякий раз убеждается в простой истине, которую вынесла в заголовок своей книги – без любви жить нельзя. Причем, усваивает она этот важный урок, попадая в передряги, из которых, казалось бы, не выкарабкаться, но в самый последний момент все вдруг чудесным образом разрешается. Например, однажды, остро нуждаясь в деньгах, она подписывает с издательством контракт на книгу о Наталье Гончаровой. За полтора месяца умудряется изучить материалы, с которыми исследователи работают годами, и в итоге пишет биографию, в которой Гончарова предстает не привычной «холодной красавицей», доведшей своего великого супруга до могилы, а верной, любящей женой и глубоко верующей женщиной. Книгу, кстати, высоко оценили родственники Пушкина.
Счастливая случайность, - пожмет плечами кто-то. Наталья Горбачева, пожалуй, согласится, и только снова добавит, что и случай иногда может быть проявлением Божьей воли. А еще – результатом любви к ближнему. Ведь «Без любви жить нельзя».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница