На перроне железнодорожной станции города Гжатска Смоленской области стояла пожилая женщина. Прохожие оглядывали её с удивлением: старая телогрейка, наброшенная поверх лёгкого цветастого халата, на ногах — домашние тапочки. Загудела электричка на Москву. Женщина не по возрасту бойко, как будто спеша, запрыгнула на подножку и исчезла в дверях поезда. Звали эту женщину Анна Тимофеевна Гагарина. И она действительно очень спешила. По радио передали, что её сын, Юрий Гагарин, полетел в космос! Бросив домашние дела, как была — в халате и тапках, Анна Тимофеевна помчалась на вокзал — в Москву, где жил Юра. Отец Юрия, Алексей Иванович, в тот день с раннего утра плотничал в колхозе. Когда кто-то из знакомых спросил, не его ли сын полетел сегодня в космос, он ответил: «Мало ли на свете Юрок Гагариных?» А когда узнал, что это действительно «его» Юрка — то пешком, не дожидаясь попутной машины, по грязи прошёл 12 километров до города. Такую реакцию родителей нетрудно понять: вот так неожиданно узнать, что сын отправился в неизведанное космическое пространство, где прежде ещё никогда не бывал человек!
Родители любили Юрия горячей, трепетной любовью. И сын отвечал им тем же. Именно из-за любви к отцу и матери Гагарин решил не сообщать им о том, что 12 апреля 1961 года он станет первым в истории человечества космонавтом. Юрию Алексеевичу не хотелось их заранее волновать. Через несколько лет, в своих воспоминаниях Гагарин напишет, что всем, чего достиг в жизни, обязан матери. А отца назовёт своим непререкаемым авторитетом, мудрым человеком, научившим его жить честно и помогать другим, как бы тяжело ни было тебе самому.
Анна Тимофеевна тоже оставила воспоминания о сыне. В её мемуарах много трогательных, очень личных моментов. Например, она пишет о том, как любила целовать маленькие пальцы на ножках новорождённого сына. Или о том, как по вечерам отец рассказывал Юре сказки. Особенно нравилась мальчику история про чудесный корабль, который мог подниматься в небо.
Любовь к сыну у Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича проявлялась по-разному. Мать была ласковой, мягкой, а отец — строгим и требовательным. Но никогда не ругался, и даже в строгости его всегда сквозила доброта. Например, когда Юра прислал родителям свою первую зарплату, Алексей Иванович ворчал: «Ишь, чего выдумал! Лучше бы себе, что необходимо, купил!» Но поступком сына остался доволен. А однажды Юрий приехал в отпуск из лётного училища в небрежно расстёгнутой гимнастёрке. Отец молча взглянул на него, и сын всё понял без слов — мгновенно застегнул пуговицы, как полагается военному.
Для миллионов людей во всём мире Юрий Гагарин был недосягаемой легендой. А для Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича он всегда оставался сыном, который нуждался в их заботе, любви, наставлениях. Когда Юрий решил вступить в брак, они дали ему мудрое родительское напутствие: женись крепко, на всю жизнь, как мы.
Родители Юрия Гагарина прожили вместе 50 лет. Они научили сына упорно трудиться, но не кичиться достижениями, быть скромным, честным и отзывчивым. Именно таким первого космонавта Земли навсегда запомнили миллионы людей.
Григорий Чернецов. «Вид Генисаретского озера»
— Простите, вы не знаете, как выйти на улицу? Я что-то немного заблудился. Первый раз в Дальневосточном художественном музее...
— Я тоже впервые. Путешествую по Дальнему Востоку. В Хабаровске всего лишь второй день. Но где выход я знаю — в соседнем холле.
— Спасибо вам большое! А коллекция в музее замечательная, не правда ли? Даже уходить не хочется. Столько интересных работ!
— Мне особенно понравились пейзажи. Вот этот, например, какой красивый!
— Это, кстати, не просто пейзаж. Перед нами работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера». Он написал её в 1844 году.
— На ней изображено большое голубое озеро среди гор... Впереди, на сухом пустынном берегу я вижу людей. Они сидят у больших камней-валунов. Здесь и женщины с младенцами, и мужчины, и старики. Все в каких-то древних одеяниях. Люди измождены, они устали.
— Да, это можно угадать по их позам. На этой картине мы видим евангельский сюжет. Здесь показано одно из чудес, совершённых Христом. Когда Он накормил пять тысяч паломников пятью хлебами и двумя рыбками.
— А на одном из больших камней, как я вижу, стоит сам Христос. Перед ним две корзины. В одной мы видим хлеб, а в другой — рыбу!
— Верно! И на картине мы видим тот самый момент, когда Сын Божий распростёр над корзинами руки, благословляя пищу. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».
— Генисаретское озеро... Интересно было бы узнать, а где оно находится?
— На северо-востоке современного Израиля, но в наше время имеет другое название — Тивериадское. В Священном Писании это озеро встречается ещё как Галилейское море. На его берегах Христос провёл большую часть Своего земного служения. Именно там рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда Господь призвал их на апостольское служение.
— Кстати, а где ученики Христа? Мы их видим на картине?
— Вероятнее всего, апостолы — это кто-то из мужчин, находящихся рядом со Христом. Но точно сказать мы не можем, потому что главная фигура композиции — это Сам Господь. И художник делает на этом акцент.
— Но при этом, обратите внимание, с какой детальной точностью создана работа. Как мастер прорисовал людей, их одежду, окружающую природу...
— Такой детальный, почти научный подход в сочетании с творческим переосмыслением — отличительная черта братьев Чернецовых. Григорий и его брат Никанор, который тоже был художником, много путешествовали. И из каждой поездки привозили заметки, наброски, эскизы, рисунки... А потом по ним создавали полноценные живописные полотна.
— Я тоже люблю путешествовать! А где братьям Чернецовым удалось побывать?
— На Кавказе, в Крыму, в Грузии, в Италии, в Турции. А ещё на Святой Земле. Оттуда они привезли несколько замечательных работ, некоторые из которых созданы художниками совместно.
— Думаю, братья были очень дружными...
— Да, всю жизнь работали вместе, поддерживали друг друга. Много и увлечённо трудились. Хотя при жизни их талант не был востребован. Они оба скончались в забвении и нищете. Зато оставили большое творческое наследие. И сегодня их работы по евангельским сюжетам, замечательные пейзажи, изображения монастырей и храмов хранятся в крупнейших музеях страны.
— А в каких музеях?
— Например, в Русском музее Петербурга или в Москве, в Третьяковской галерее, а ещё в Томске и Таганроге...
— Когда буду путешествовать по этим городам, обязательно найду работы двух талантливых и увлечённых художников — братьев Чернецовых.
Картина Григория Чернецова «Вид Генисаретского озера» находится в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске.
Все выпуски программы: Краски России
Быстрый на добро прохожий. Евгений Сулес
Шёл я как-то вечером по дороге к метро. Рядом шёл шумный гражданин. Мне показалось, он был, что называется, навеселе. Я стал сильно на него раздражаться: люблю тишину и не люблю громких людей. Хотя сам, ох как, могу быть громким.
У спуска в подземку стоялая женщину с большим чемоданом. И пока я соображал, помочь или нет, тот громкий мужчина, не задумываясь, схватил чемодан и быстро снёс его вниз. Я оказался медлителен на добро, а он — не очень трезвый, возможно, не ходящий в храм и, может быть, не бравший в руки Евангелие — быстр. В этот момент он поступил по-христиански, а я нет.
И так мне стало стыдно! Особенно за то, что я его успел осудить. Осудить успел, а добро сделать — нет.
Сколько раз обещал себе никого не осуждать. Не только по заповеди, но по простому житейскому знанию, что те, к кому мы вольно или невольно относимся с пренебрежением, в серьёзной или простой, как эта с чемоданом, ситуации, могут оказаться гораздо добрее, человечнее, честнее, смелее и далее по списку, чем я.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
29 декабря. О Христе как смысле жизни святого мученика Марина Римского
Сегодня 29 декабря. День памяти Мученика Марина Римского.
О Христе как смысле жизни святого — протоиерей Максим Горожанкин.