Прав был Александр Сергеевич Пушкин – «мы ленивы и нелюбопытны». Как часто путешествуя по своей большой, да и малой Родине, мы видим просто деревья или просто камни… А ведь на самом деле, всё иначе.
Мы с вами уже много знаем про Соликамск. А вот всего в двух с небольшим часах езды от него на автомобиле находится село Искор и Искорское городище. Это разные места. Хотя между ними всего лишь километров пять. Искорское городище известно аж с IX века. Ему в древней Перми отводилось важное стратегическое значение. Как самый северный укрепленный пункт, он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью. Он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов. От местоположения городка и пошло его название. «Из» - камень, «кар» - поселение, город. Древнее произношение «изкар» можно перевести с коми-пермяцкого как «каменный город» или «городок на камне».
На вершину скалы, вид которой откроется перед вами на городище, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает нескольких метров, а другой – едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает лестницу до самой макушки горы. Раньше считалось, что взобравшись по Узкой улочке наверх можно набраться сил и внутренне очиститься.
А немного в стороне, посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островками». Совершенно непонятно почему. Единственная битва в этих краях, о которой известно достоверно, состоялась в 1472 году между московским войском под командованием Фёдора Пёстрого Стародубского и Велико-Пермской ратью. Пермяки потерпели сокрушительное поражение, а князь Михаил Великопермский вскоре был пленён и доставлен в Москву. В Москве он принял присягу на верность царю Ивану III и был возвращен княжить в Чердынь. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех погибших воинов. Когда-то, ежегодно жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.
Вот такие истории. А ведь может показаться, что это просто камни и просто деревья.
Что же касается самого села Искор, то, конечно же, главная его достопримечательность – Рождественская церковь 1783 года постройки. Стоит она в центре села на взгорке. С западной стороны над квадратной папертью в 1786 году воздвигнута ярусная восьмигранная колокольня. С северной стороны в 1803 году пристроили придел в честь Параскевы Пятницы. В 1899 придел расширили и он стал более вместительным, чем основной храм. Но самым удивительным является то, что роспись храма, которой более двухсот лет, сохранилась до сих пор. Это, безусловно, достойный повод для посещения села Искор и находящейся в нем Рождественской церкви.
Вот видите, стоит только немного заглянуть в историю нашего Урала и очень легко, наперекор Пушкину, стать и любопытным, и неленивым.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»