Недавно одна из крупных российских онлайн-библиотек поинтересовалась у своих читателей, какого рода книг, по их мнению, сегодня особенно не хватает. Большинство жаловалось на дефицит светлых, по-настоящему согревающих душу и вдохновляющих на добрые чувства и дела, произведений. Причём читатели имели в виду не только уже хорошо всем знакомую классику, но и что-нибудь новенькое. И ведь не зря говорят: всё новое – это хорошо забытое старое. В великой русской литературе, увы, немало незаслуженно забытых имён. Например, писатель Игнатий Потапенко – его яркая, живая и бесконечно добрая повесть «На действительной службе» увидела свет в тысяча девятьсот четвертом году, стала бестселлером, но сразу же после революции попала под строжайшее вето. Удивительное произведение, казалось, кануло в небытие…
И вот, спустя сто с лишним лет, издательство «Лепта» вернуло нам замечательного автора, чьи герои – простое сельское духовенство, приходские священники и их семьи – конечно, не могли, по понятным причинам, пробиться к читателю в советское время. В отличие от, например, Чехова и Лескова, Игнатия Потапенко социалистическая критика просто не сумела «подогнать» под нужный ей формат. Ведь в повести «На действительной службе» священнослужитель показан не просто как положительный герой, но, прежде всего, как человек – с горящим сердцем, с мечтами и сомнениями, со всей гаммой самых что ни на есть человеческих чувств.
Именно таков отец Кирилл Обновленцев - лучший выпускник духовной академии, не пожелавший, однако, после её окончания оставаться в столице на спокойном и хорошо оплачиваемом месте профессора, а всей душой рвущийся в родную глушь, мечтающий стать простым деревенским батюшкой. Герою на его нелегком пути придется столкнуться и с непониманием родных, и со своеобразным отношением сельских прихожан; а он будет мучиться от этого непонимания и сомневаться в своём выборе. Но человеческое сердце всегда откликается на любовь и искренность – и в итоге эти качества главного героя и его искренняя вера в Бога помогли перебороть все невзгоды.
Пишет автор так увлекательно, и в то же время спокойно, что чтение книги превращается в настоящее отдохновение. В ней есть всё: и чарующие описания русской природы, и юмористические семейные сцены, и глубокие переживания и прозрения героев - словом, как у великого поэта: «и жизнь, и слёзы, и любовь». А еще, конечно, вера и надежда, без которых настоящей жизни – такой, как у героев повести Игнатия Потапенко «На действительной службе» - просто не бывает.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница