Адрес Новодевичьего монастыря: 119435, Новодевичий пр., 1.
Новодевичий монастырь основал в 1524 году Василий 3-й. Ну, коли монастырь назвали Новым, надо полагать, что был и Старый. И в самом деле – Стародевичьим в то время именовали Зачатьевский монастырь. А вот полное название новой обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Одигитрия переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так называли образ Богоматери, который находился в константинопольском храме Одигон. Считается, что икона написана была евангелистом Лукой и почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году образ перенесла на Русь дочь императора Константина царевна Анна – это было родительское благословение на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Эта икона стала родовой святыней русских князей. В 1097 году Владимир Мономах, перенёс образ Путеводительницы в свой удельный город Смоленск. С тех пор икона стала называться Смоленской.
Интересно, что на игуменство в Новодевичий монастырь великий князь призвал преподобную Елену из Суздаля. Он почитал Преподобную за святость жития и верил в силу её молитв за великокняжеский род. Вместе с ней в столицу прибыли 18 суздальских стариц.
Надо сказать, что не смотря на мирное, я бы даже сказал – нежное название, Новодевичий монастырь был мощной крепостью на западных подступах к Москве. Мощные каменные стены с башнями были снабжены пушечными, мушкетными и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. То есть обитель занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей – Донского, Данилова, Ново-Спасского и Симонова.
21 августа 1612 года под стенами Новодевичьего монастыря произошла решающая битва русского ополчения под предводительством князя Пожарского за освобождение Москвы. Отсюда русские дружины двинулись на Кремль.
Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны – именно при ней сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест. В центре его - Смоленский собор, наверху - колокольня, основная вертикаль - это трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства – это контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей и балюстрад с багряно-красными фасадами храмов. И все это обрамляется белоснежными стенами с 12-тью башнями, которые украшены причудливыми «коронами».
Увы, временные рамки программы не дают нам возможности далее описывать красоты Новодевичьего монастыря.
Да и к чему? Сказано ведь – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Контакты:
г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1
Телефон:8 (499) 245-31-68
E-mail: novodevich@ mepar.ru
Адрес сайта: http://novodev.msk.ru/
Как добраться:
До монастыря можно добраться От станции метро "Спортивная" на автобусе № 64, 132 или троллейбусе №5, 15, также можно дойти пешком за 5-7 минут.
Схема проезда:
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»