Адрес храма Святителя Николая в Котельниках:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8;
Ближайшая станция метро "Таганская".
Схема поезда:
Контакты:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8,
Телефон/факс: +7 (495) 915-05-06,
E-mail: hram@pccs.ru.
Адрес сайта: http://pccs.ru/index.html
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках была построена на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1824 году.
Но не все так просто ни с храмом, ни с храмоздателем.
Храм Николая Чудотворца известен в этом месте как минимум с 16-го века. Был он, понятно, деревянным, а судьбы деревянных церквей в тогдашней деревянной Москве частенько были похожими. В том смысле, что не миновали их московские пожары. Вот и этот храм сгорел в 1625 году. Однако ж его построили вновь. А спустя 30 лет на месте деревянной церкви купцы Строгановы, жившие неподалеку, на Гончарной улице, ставят каменную.
В 1688 году снова на средства Строгановых Никольская церковь перестраивается, и в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
И не зря именно в честь этих святых. Строгановы, известные купцы и промышленники, сделали свое состояние именно на Севере, сначала в Двинской земле, а позже и на Урале. Оттого и соловецкие святые почитались Строгановыми особо, учитывая еще и предание, что их предок их Федор Лукич лично знавал Зосиму Соловецкого.
В 1824 году пострадавший во время большого московского пожара 812-го года Никольский храм строится заново. О чем, как мне представляется можно только пожалеть. В определенном смысле. И вот в каком: среди прочего Строгановы известны тем, что по их имени назван архитектурный стиль – «строгановское барокко», характеризующееся, среди прочего, исключительными пышностью и богатством. И надо полагать, что построенные ими церкви как раз представляли этот стиль. И жаль, что мы их не увидим…
Однако, как бы там ни было, в 1824 году князь Сергей Михайлович Голицын – единственный московский потомок Строгановых – решил увековечить новой церковью память своих знаменитых предков.
Проект в стиле «поздний ампир» разработал известный архитектор Осип Иванович Бове, а воплощал уже другой, но не менее известный архитектор Дементий Иванович Жилярди.
И, понятно, что здание храма отражало не традиционно русские, а европейские тенденции в церковном русском зодчестве того времени. Такие храмы более свойственны европеизированному Санкт-Петербургу, нежели патриархальной Москве.
При этом мы совершенно не имеем в виде, что храм некрасив – как-то мы уже отмечали, что некрасивых храмов не бывает.
И не вдаваясь в годы злоключений – а они, увы, были – закончим тем, что храм Николая Чудотворца в Котельниках ждет своих прихожан в Первом Котельническом переулке, дом 8.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница