В сорока верстах от Самары в урочище Красный Яр в начале восемнадцатого века была заложена крепость - один из поволжских форпостов, необходимых для защиты от кочевников. Рядом с такими укреплениями и под их покровительством образовывались поселения. Так появилось и село с забавным названием Утёвка. Имя это, по легенде, произошло от фамилии казака Селезнёва, который первым поставил в этих краях дом. Вокруг его хутора стали строиться новые поселенцы – словно утки хороводились вокруг селезня. Отсюда, будто бы, и пошло – Утёвка. А может, все гораздо проще. Село окружено озерами, где всегда жили утки. Говорят, будто прежде можно было прямо из окна настрелять дичи к обеду.
Но, так или иначе, сегодня Утёвка известна не птицей. Родное село прославил самобытный художник-иконописец Григорий Николаевич Журавлев. Он появился на свет в 1858 году в небогатой крестьянской семье. С рождения у мальчика были полностью атрофированы руки и ноги, но это горькое обстоятельство не помешало проявиться у ребенка таланту художника. Едва передвигаясь по двору на культях, Гриша брал в зубы прутик и рисовал на земле фигуры людей и животных, да так живо, что односельчане только удивлялись. Родной дед стал возить Гришу в школу, чтобы развить дарования мальчика. В юности Журавлев смог добраться до Самары, где брал уроки иконописи у художника Травкина. Григорий экстерном окончил гимназию, самостоятельно изучал черчение и анатомию. Иконы, которые он рисовал, зажав кисть в зубах, отличались особенной светлостью.
После того, как несколько икон Журавлев подарил участникам Самарского земского собрания, чиновники обратили внимание на бедственное положение самородка и назначили ему пенсию – 60 рублей в год. Когда Григорий Николаевич написал образ Николая Чудотворца для цесаревича Николая, будущего императора, его пригласили во дворец писать портрет семьи Романовых. Александр Третий распорядился ежемесячно пожизненно выплачивать Журавлеву двадцать пять золотых рублей – что для крестьянина было настоящим богатством. Эти средства позволили художнику создавать иконы с использованием позолоты.
Накопив некоторую сумму, Григорий Николаевич приступил к осуществлению своей давней мечты – возведению в Утёвке церкви необыкновенной красоты. Храм святой Троицы, выполненный по проекту Журавлева, действительно, отличается особой праздничностью. Не только иконы, но и фрески для церкви создал удивительный человек, лишенный рук и ног, но наделенный недюжинной силой духа. Его работы можно увидеть здесь и сейчас, они уцелели в то время, когда храм стоял безжизненным.
Сохранилась и могила Григория Журавлева – она находится в ограде Троицкой церкви. Над местом погребения удивительного художника стоит крест, на котором высечено: «Се, человек». И это невозможно оспорить.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.