В своё время мне посчастливилось целых два месяца провести на острове Крит. Там я изучал греческий язык, а заодно знакомился с традициями местного православия – посещал богослужения в храмах и монастырях, которых на Крите множество.
Надо сказать, в Греческой Церкви существуют обычаи, которые у нас, православных в России, просто отсутствуют. Впрочем, есть и такие, которые имеются и у нас, и у них, но совершаются различным образом.
И вот конкретный пример. Однажды во время моего пребывания на Крите местный священник позвал меня на праздничную вечернюю службу. В составе вечерни есть момент, когда священник стоит в центре храма и произносит особые молитвы, призывая Бога простить людям грехи и защитить их от различных бедствий. Эта часть богослужения называется «литиёй» - в переводе с греческого языка - «усердная молитва».
В ходе литии в центр храма выносятся и освящаются пять хлебов, а также зёрна пшеницы, вино и растительное масло.
Потом, ближе к концу богослужения, освящённые хлебы разрезаются и раздаются людям, пришедшим на службу. Это очень давняя традиция, которая восходит к первым векам существования христианства. Древние христиане совершали богослужение только ночью, прячась от гонителей-язычников. И служба в те далёкие времена продолжалась от заката и до восхода солнца. Желая подкрепить силы молящихся, Церковь ввела в состав богослужения обряд освящения хлеба, вина и масла, которыми люди могли в ходе службы подкрепить свои силы и продолжить после этого молиться.
Сегодняшний обряд освящения хлебов, вина и масла – прямая отсылка к тому древнему обычаю. И пусть в наши дни вечернее богослужение редко когда длится более трёх часов, всё же очень приятно в конце службы съесть немного освященного хлеба.
У нас в России пять хлебов, которые выносят на литию, представляют собой небольшие круглые булочки, диаметром максимум сантиметров 15. Насколько же велико было моё удивление, когда на Крите в храм греки принесли свои хлебы. Это были скорее пироги или караваи! Диаметром – наверное, более 40 сантиметров. Они еле умещались в огромной корзине. Сверху хлебы были украшены листьями мяты. Запах, который от них исходил, словами описать трудно. В тот момент мне показалось, что ничего вкуснее я ещё в своей жизни не нюхал.
Наконец, настало долгожданное мгновение, когда освященные хлебы были разрезаны. Все собравшиеся в храме получили по внушительному куску ароматного хлеба. В то мгновение я стал понимать, какие ощущения были у древних христиан, когда они подкрепляли свои силы во время ночного богослужения.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции освящения хлеба на вечернем богослужении в греческой православной традиции.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.