Говори быстро

Частное мнение. Анна Леонтьева. Говори быстро
Поделиться

leontievaДети часто обращаются к нам с вопросами. Вопросов много, они долго и старательно их формулируют, наверное, это для них достаточно важно. А разве недостаточно важно, что в этот момент мы пишем бизнес-план, резюме проекта, статью, отвечаем важному человеку по важному делу и еще – очень хотим спать… ну или просто – хотим тишины. Говори быстро! – так мы говорим в ответ. Но у детей и подростков свой язык, он не быстрый. Он въедливый и тщательный. Но при этом, завалив нас вопросами от: может ли правда бегемот кого-то съесть – до : почему все-таки ты думаешь, что Витьке нравится эта Наташка – они совсем не умеют говорить быстро. Пока. Они только пытаются научиться говорить. У них только формируется свой, неповторимый, язык.

Как-то присутствовала при собеседовании одного ученика восьмого класса. Мальчик явно был одаренный и любил читать. Его спросили: какие твои любимые книги из того, что читали в школе? Он сказал, Демон Лермонтова и Шинель Гоголя. Ну перескажи, – попросила строгая учительница. Парень явно настроился на доверительный лад. В Демоне – сказал он, – все очень просто. Самого Демона очень жалко. Но я с самого начала понял, что с Тамарой у них ничего не получится. Совсем ничего. – Учительница поджала губы. А Шинель? – Ой, Шинель мне очень понравилась, – парень уже явно нервничал, потому что видел, что первый раз ответил неправильно. – Там этот бедненький Акакий Акакиевич, он такой бедненький, он так любил свою шинель, и у него кроме нее ничего не было, потому что он был лузер, стопроцентный лузер… я в конце над ним прямо плакал!.. — Честное слово, я лучше оба произведения не могла бы пересказать. Но учительница осталась очень недовольна. Ее не тронуло личное отношение ребенка к этим непростым произведениям.

Учительница знала, как говорить о произведении правильно. Но у мальчика был свой, очень свой язык.

Говори правильно и быстро. Говори правильно и по программе. Молчалин очень плохой. Чацкий очень хороший. А моему младшему понравился Молчалин, он показался ему вежливым. Нет, неправильно. Правильно – что хороший Чацкий. В нем думы и чаяния… Мы знаем, как правильно. А они нет.

К тому же прежде, чем что-то рассказать, ты должен убрать комнату! Ты видел, что творится у тебя в комнате?

Почему прежде, чем поделиться самым главным, надо убрать комнату? Что изменится в главном, если в комнате будет чисто? Или грязно?

Я поменяла сто пятьдесят восемь школ, чтобы найти одну, где моему сыну позволено считать, что Чацкий грубиян, потому что сын и правда так считает!

А еще недавно я получила прекрасный урок того, что говорят дети, когда им позволено говорить все. Моя дочь включила мне монологи подростков на одном американском сайте. Они там просто выходят к камере – и говорят то, чего им не дают говорить в жизни. На первом же монологе американской девочки о том, как она видит свою депрессию, я начала рыдать. Девочка так хлестко, так больно и так точно описывала свое состояние невысказанности, непонимания ее мамой – на своем языке! Ничего больнее и точнее я никогда не слышала! Я слушала подростковые монологи на разные темы и сквозь слезы пронзительного прозрения думала: Самая неправильная фраза: Говори быстро. И самая неправильная установка: я знаю, как правильно! Счастливые дети, которым удается сказать то, что они хотят! Не быстро и не правильно, а так, чтобы мы их услышали!! А мы-то! Как мы много узнаем, если дадим им говорить – не быстро и не правильно!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...