Недавно в Москве, в книжном магазине, мне попалась на глаза книга "Магия Вуду. Проверено: работает!". Внутри - описание вудуистких духов и подробные инструкции, как их вызывать, с надлежащими заклинаниями на гаитянском изводе французского языка. Записанных, разумеется, кириллицей.
Как это проверено и как это работает? Несколько лет назад весь мир шокировало страшное землетрясение, разрушившее столицу Гаити Порт-о-Пренс. Но и до этого Гаити было беднейшей страной Западного полушария. История этого государства напоминает непрерывный фильм ужасов. После обретения независимости от Франции резня следовала за резней, смута за смутой, и уже на памяти последнего поколения страна пережила диктатуру Франсуа Дювалье, "Папы Дока" и его сына, "Бэби Дока", которые правили, опираясь на сеявшие ужас отряды "Тонтон-Макутов" — головорезов, названных по имени демонов из гаитянской мифологии.
Падение диктатуры Дювалье не принесло мира и стабильности. Президент Бертран Аристид, католический священник-расстрига и человек весьма странного поведения, пришедший к власти в 1995 году, был вынужден бежать из страны после очередного переворота в 2004. В 2006 году, после ряда беспорядков и кровопролитий, к власти пришел нынешний президент, Рене Преваль.
В чем причина этого непрерывного потока бедствий? Что отличает Гаити от, например, соседней Доминиканской республики — тоже пережившей множество переворотов, однако сейчас являющейся процветающим туристическим центром?
Наиболее известной культурной особенностью Гаити является культ Вуду — отраженный во множестве голливудских кинофильмов и ставший узнаваемой частью массовой культуры. Адепты Вуду приносят животных в жертву духам и, в ходе странных и пугающих обрядов поклонения, призывают духов войти в тела адептов и контролировать их.
Гаитян может отчасти извинять то, что они живут в нищете и лишены образования, но про покупателей московских книжных магазинов этого не скажешь. Они все поголовно грамотны, являются наследниками тысячелетней христианской культуры, и, тем не менее, книга про то, как вызывать духов с нищего и несчастного острова, очевидно, себя окупает, как и множество другой подобной литературы.
Поразительно это прагматическое и вместе с тем безрассудное отношение к духовному миру — как будто духов можно использовать в своих целях, надо только знать как. При этом никаких вопросов о природе духов, природе взаимодействия с ними, возможных побочных и нежелательных эффектах такого взаимодействия, читатель не ставит. А ведь это важные вопросы — раз уж вы собрались лезть в духовный мир, стоило бы навести о нем справки, посмотреть, как в действительности "работает" магия Вуду и какие плоды она приносит там, где ее массово практикуют.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»