«Вот посмотрите: душа — это и будет сюжет» — уверял когда-то Василий Макарович Шукшин. В этом с ним, кажется, согласен писатель Борис Споров, пытающийся в своих художественных произведениях исследовать глубины человеческой души и умеющий поразительно ярко высветить их даже не прибегая к сложной фабуле и особым литературным приёмам. Простота и искренность текстов Бориса Спорова производит на читателей, пожалуй, куда большее впечатление, чем любой лихо закрученный сюжет, именно потому, что в них чувствуется душа писателя, а не просто мастерство сочинителя. Это с уверенностью можно сказать и о его повести в рассказах под названием «Дети войны».
Как уверяет нас автор, сюжет ему подбросила сама жизнь: лежал в больнице, соседом по палате оказался священник, некий отец Сергий, чьё детство пришлось на тяжёлые годы Великой Отечественной. Из долгих доверительных бесед между ним и писателем якобы и родилась эта книга. Повествование в ней ведётся от лица мальчика Серёжи; однако если полюбопытствовать и почитать интервью Бориса Спорова, в которых он рассказывает множество автобиографических фактов, становится очевидно, что с рассказами своего героя писатель тесно переплёл события из собственного детства.
Книга от этого, конечно, совсем не теряет, а напротив, лишь выигрывает. Ведь почувствовать человека за строчками текста — почти всегда значит невольно примерить на себя его обстоятельства и, как следствие — сделать важные выводы. Как, например, маленький герой книги Бориса Спорова «Дети войны» открыл, что даже если у тебя нет своих игрушек, украсть одну из них у соседского мальчика — оказывается, совсем не выход из положения. Наоборот, становится только хуже: желанная вещь почему-то не приносит радости, а на душе словно кошки скребут...
С замиранием в сердце переживаешь вместе с Серёжей первую, совсем ещё неосознанную встречу с Богом — у многих, родившихся в советской стране и гораздо позже войны, она наверняка происходила схожим образом. У соседки мальчик увидел висящие на стене иконы — непонятные для него, тёмные от старости изображения — и вдруг ощутил безотчётный трепет, почувствовав: с них на него кто-то внимательно смотрит!
Утро 22 июня, включенные на полную громкость репродукторы, из которых доносится страшное слово «война»... Мужчины, уходящие на фронт, всеобщий голод, когда непонятно, кто больше хочет есть — ты сам или случайно найденная тобой в закутке двора чья-то тощая курица. Рассказ «Рябушка» необыкновенно трогательный, показывающий, что даже в такое суровое время в споре души и голодного желудка далеко не всегда последний одерживал верх.
С одной стороны, произведение — это хроника жизни человека, для которого синонимом детства навсегда останется слово «война». А с другой — это открытая книга человеческой души, в которой, несмотря ни на что, очень много светлых страниц. «Надо было пережить эти мучительные годы, чтобы, в конце концов, понять — как жить», — пишет Борис Споров. Возможно, его повесть «Дети войны» подскажет это и нам.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди