Чингиз-хан покорил Китай и разгромил столицу его Пекин. Заключив с китайским императором мир, он двинулся на запад, против могущественной державы Ховарезмийской, объединявшей собой владения Хивинские, Бухарские и большую часть Персидских.
Здесь, в густонаселенной и высокообразованной стране, покрытой цветущими городами, произошел ряд кровопролитных сражений. Страна эта уже никогда впоследствии не могла достигнуть своего былого цветущего состояния.
Чингиз-хан, по обыкновению, двинулся на Ховарезмию с огромными полчищами своих Татар. Когда он подошел к городу Самарканду, в котором находилось одних войск до 100 тысяч человек, то жители хотели соорудить вокруг него новые рвы. Но их повелитель, храбрый султан ХоварезмИйский, послал им сказать, чтобы они избавили себя от напрасного труда, так как Монголов столько, что они одними своими кнутами наполнят все рвы. Скоро Самарканд, Хива, Термез, Балх обратились в груды трупов и развалин. А города эти были по своим размерам таковы, что в одном только Балхе было двести бань для странников и 1200 мечетей.
Через три года Ховарезмия была окончательно покорена и опустошена до берегов Каспийского и Аральского морей. Все это было совершено полководцами Чингиз-хана. Сам же он оставался большею частью в Самарканде и устраивал в его окрестностях замечательные охоты. Целые народы были сбираемы для того, чтобы сгонять сотни тысяч диких зверей, которых убивал Чингиз-хан со своими придворными. Он усердно знакомился с бытом покоренных им народов и часто беседовал с их учеными и мудрецами.
Покорив Ховарезмию, Чингиз-хан собрал большой курултай, на котором показался во всем блеске своей славы. Торжество происходило на громадной равнине, и хотя местность имела 49 верст в окружности, но едва могла вместить одни только шатры всех прибывавших князей.
Во время описанных охот и торжеств, Чингиз-хан не переставал деятельно готовиться и к дальнейшим своим походам.
Еще в 1220 году он послал своих полководцев Чжебе и Субутая захватить бежавшего Ховарезмийского султана Магомета, который, после многих бедствий и скитаний, укрылся на одном из островов Каспийского моря, где и умер.
Преследуя несчастного Магомета, Чжебе и Субутай, обогнув с юга Каспийское море и не отыскав его, двинулись через Персию в Грузию, разоряя все по пути. Храбрые Грузины смело встретили врага, но были наголову разбиты под Тифлисом. Затем они вышли еще раз против Татар и были еще раз разбиты. После этого Татары стали переходить через Кавказский хребет, для дальнейшего движения к северу. Это было в 1223 году.
Здесь Татары были встречены местными воинственными горскими племенами, пригласившими себе в союзники Половцев. Положение Татар, окруженных со всех сторон неприятелем в неприступных горах, стало отчаянным. Но им пришла на выручку обычная бесчестность Половцев. Они жадно склонились на дары, предложенные им Татарами, и вероломно покинули своих союзников, после чего Татары разбили последних, а затем двинулись и вслед за Половцами, расходившимися безо всяких предосторожностей по своим кочевьям.
И тоже наголову разгромили их.
Половцы, в ужасе уходя от шедших за ними следом Татар, кинулись за помощью к Русским.
И вот к Мстиславу Удалому, сидевшему в это время в Галиче, неожиданно прибежал тесть, Половецкий хан Ктян и стал усиленно просить о помощи против Татар, о которых никто ничего не знал на Руси.
Мстислав Удалой согласился, и скоро по его приглашению в Киеве состоялся большой княжеский съезд для решения вопроса об общем походе. Половцы усиленно задаривали князей конями, верблюдами, буйволами и невольницами. Они говорили: «Если не поможете нам, то сегодня мы будем иссечены, а завтра вы».
После продолжительного обсуждения, съезд постановил: «Лучше нам принять Татар на чужой Земле, чем на своей». Затем все стали деятельно готовиться к большому общему походу.
Мстислав Удалой перешел Днепр и обратил в бегство Татарских сторожей. После этого все князья переправились через Днепр. Ободренные успехом Русские продвигались все дальше и дальше вперед и, наконец, дошли до реки Калки, впадающей в Азовское море. Не успел Мстислав Удалой с Даниилом Романовичем перейти реку, как сейчас же появилось огромное количество Татар, готовых к бою.
Это было 16 июня 1224 года.
Победа могла склониться на нашу сторону. Но вдруг побежали презренные Половцы и стали топтать станы остальных князей, которые не успели еще построить полки для боя. Это решило дело в пользу Татар.
Поражение Русских было такое, какого не бывало еще от начала Русской Земли. Мстислав Удалой, Даниил Романович и немногие из бывших в сечи успели бежать в направлении к западу. Доблестные же наши богатыри все до единого сложили свои головы.
Князь Мстислав Киевский, с зятем своим Андреем и князем Александром Дубровицким сдались и были задавлены: Татары подложили их под доски, на которые сели обедать.
Шестеро других князей погибло во время бегства к Днепру.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница