О детстве преподобного Авраамия Галичского нам ничего не известно. Впервые он упоминается в летописях как послушник Нижегородского Печерского монастыря. Оттуда Авраамий пришел в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых его учеников. Годами новый инок был гораздо старше наставника, но слушался его во всем, исполняя самые непривлекательные послушания – пёк хлеб, готовил еду, мыл посуду. Только спустя несколько лет игумен рукоположил его в священники.
Спустя время, жизнь в монастыре стала казаться Авраамию слишком лёгкой, и он попросил Сергия отпустить его в уединенное место, чтобы там совершать подвиг безмолвия. Преподобный благословил своего ученика на это, но велел принимать с любовью всякого, кто захочет присоединиться к нему. Уже тогда игумен провидел, что Авраамий многому сможет научить тех, кто захочет стать его учеником.
Авраамий отправился в пустынное место, на берег Галицкого озера, и поселившись там, соблюдая строгий пост, стал молиться Божией Матери, чтобы Она указала ему дальнейший путь. Это был дикий край, где до той поры не было еще ни одного монастыря, поэтому молва о монахе-отшельнике скоро разлетелась по соседним селениям, и к Авраамию стали стекаться люди – посмотреть на него и послушать, чему он учит. Тем более, что в народе говорили и о необыкновенных чудесах, которые совершались с Авраамием:
-Сосед, слышал о человеке, что поселился на берегу озера, возле горы?
- Не только слышал, но и видел. Ходил я к той горе третьего дня. Он начал строить там часовню, а в той часовне хочет поставить икону Богоматери. Говорят, он нашел эту икону на дереве. Он как-то раз молился – и вдруг увидел свет и даже услышал голос: мол, построй на этом месте монастырь, а Я Сама буду оберегать его. Ну, он и пошел на свет. Глядь – а меж ветвей икона.
- Пока сам не увижу эту чудесную икону – не поверю!
Как бы там ни спорил народ, а главной святыней нового монастыря стала икона Божией Матери Знамение, перед которой Авраамий каждый день усердно молился.
Но вот, слух о том, что икона чудесным образом появилась на берегу озера, дошел и до Галицкого князя Дмитрия Федоровича. Он прислал к Авраамию людей, умоляя его приехать ко двору вместе с образом. Авраамий долго отказывался, но трудно простому монаху противиться княжеской воле. Пришлось святому отправиться в Га̀лич. В обычной рыбацкой лодке он пересёк большое озеро. До сих пор народное предание гласит, что в тех местах одна водная струя в озере светлее других, и она называется Авраамиевою.
Дмитрий Фёдорович со всем церковным клиром сам встретил монаха с иконой в воротах города и проводил в собор. В руках все держали зажжённые свечи, неслось пение, торжество охватило весь город. В Спасском соборе Авраамий помолился и окропил народ святой водой. При этом некоторые больные получили исцеление, и обрадованный князь пообещал Авраамию помочь в обустройстве монастыря.
С помощью Дмитрия Фёдоровича Авраамий построил в монастыре храм в честь Успения Божией Матери и несколько первых домиков для монахов. Обитель быстро росла, так как Авраамий был мудрым и талантливым наставником, слава о котором разнеслась далеко за пределы Галичской земли. Но как только молодой монастырь обустроился, Авраамий, избегая многолюдства, поставил там игуменом одного из своих учеников, а сам удалился в пустынное место.
Святой поступал так ещё несколько раз, везде оставляя после себя новый монастырь. Всего он основал четыре обители. Почувствовав приближение смерти, преподобный пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей. Вместе с ними пришла попрощаться с наставником и вся братия. До самой последней своей минуты Авраамий молился о своих учениках. И умер, поручив их заступничеству Божией Матери.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Господь Иисус Христос перед Вознесением напутствовал Своих учеников и сказал, что они должны быть Его «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Апостолы, как мы знаем, именно этим и занимались: они свидетельствовали о Христе Воскресшем везде, где только могли это делать. Однако довольно скоро стало ясно, что одного лишь свидетельства как передачи личного опыта недостаточно, нужна и, так сказать, теоретическая база, необходимо доказать, что Христово Благовестие — не только не выдумка, но и то истинное Слово Божие, которое превосходит по своей важности ранее данное Богом людям откровение. Как это сделать? Где найти эту теоретическую базу? Послание святого апостола Павла к Евреям предлагает в качестве основы богословия Нового Завета взять богословие Завета Ветхого. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Первые слова только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Евреям существенным образом отличаются от начала всех прочих посланий: здесь нет приветствий, и нет никаких иных «дежурных фраз», послание начинается со своей сути — с очевидного для евреев сообщения о том, что Бог в древности самыми разными способами входил в общение с израильским народом через пророков. Однако тут же мы видим и переход к Новому Завету: в древности Бог говорил посредством пророков, а сейчас — в эпоху Нового Завета — Бог выражает Своё откровение через Сына Своего Единородного, «чрез Которого и веки сотворил». Последняя мысль относит нас к акту творения, и вместе с этим отсылает к книге Притчей Соломона, в которой Премудрость Божия выступает в качестве творческой силы: «Когда Он уготовлял небеса, я была там... тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» (Притч. 8:27,30).
Далее Послание к Евреям приводит несколько хорошо известных его адресатам цитат из Ветхого Завета, в основном из Псалтыри царя Давида, и все эти цитаты свидетельствуют об одном: Христос превосходит не только какого-либо человека, но и ангелов, он есть Воплощённый Бог. Впрочем, этот последний термин ещё не был сформирован во время написания Послания к Евреям, и потому та же самая мысль выражена здесь иными словами.
Достигло ли Послание к Евреям своей цели? Убедились ли его адресаты в истинности апостольской проповеди? Мы с вами понимаем, что на эти вопросы не существует простого и однозначного ответа, хотя бы по той причине, что любой человек в разные периоды своей жизни имеет разную степень веры. Многие из нас когда-то были далеки от Церкви, но теперь в ней, кто-то был в Церкви, но по каким-то причинам её покинул и, более того, перестал себя считать верующим человеком, что, конечно же, отнюдь не означает невозможности вернуться к жизни по вере. Для нас в прозвучавшем сегодня отрывке имеет значение не его успех в ранней Церкви, а то, что вера в Воплощённого Сына Божия — это вера апостольская, и что в канун Христова Рождества нам стоит крепко задуматься кого мы ждём? Простого человека? Мифического персонажа древней литературы? Или же всё сотворившего и всё содержащего в Своей власти Бога?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
Гостем программы «Исторический час» был профессор МГУ, доктор исторических наук Андрей Андреев.
Разговор шел о судьбе и трудах христианского философа и публициста первой половины 19-го века Петра Яковлевича Чаадаева, о его стремительной, но неожиданно прервавшейся военной карьере, о знакомстве с Пушкиным, о критике и любви к России, а также о духовных поисках и взгляде на жизнь Русской Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иван Семенович Козловский». София Проскурякова
У нас в студии была певица, правнучка знаменитого тенора Ивана Семёновича Козловского София Проскурякова.
Мы говорили о значении музыки для людей, о том, как внутренний мир отражается в том творчестве, которым человек занимается, а также наша гостья рассказала о своем прадеде, о том, какое влияние Иван Козловский оказал на своих современников и потомков, и какое место в его жизни занимала вера.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья