О детстве преподобного Авраамия Галичского нам ничего не известно. Впервые он упоминается в летописях как послушник Нижегородского Печерского монастыря. Оттуда Авраамий пришел в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых его учеников. Годами новый инок был гораздо старше наставника, но слушался его во всем, исполняя самые непривлекательные послушания – пёк хлеб, готовил еду, мыл посуду. Только спустя несколько лет игумен рукоположил его в священники.
Спустя время, жизнь в монастыре стала казаться Авраамию слишком лёгкой, и он попросил Сергия отпустить его в уединенное место, чтобы там совершать подвиг безмолвия. Преподобный благословил своего ученика на это, но велел принимать с любовью всякого, кто захочет присоединиться к нему. Уже тогда игумен провидел, что Авраамий многому сможет научить тех, кто захочет стать его учеником.
Авраамий отправился в пустынное место, на берег Галицкого озера, и поселившись там, соблюдая строгий пост, стал молиться Божией Матери, чтобы Она указала ему дальнейший путь. Это был дикий край, где до той поры не было еще ни одного монастыря, поэтому молва о монахе-отшельнике скоро разлетелась по соседним селениям, и к Авраамию стали стекаться люди – посмотреть на него и послушать, чему он учит. Тем более, что в народе говорили и о необыкновенных чудесах, которые совершались с Авраамием:
-Сосед, слышал о человеке, что поселился на берегу озера, возле горы?
- Не только слышал, но и видел. Ходил я к той горе третьего дня. Он начал строить там часовню, а в той часовне хочет поставить икону Богоматери. Говорят, он нашел эту икону на дереве. Он как-то раз молился – и вдруг увидел свет и даже услышал голос: мол, построй на этом месте монастырь, а Я Сама буду оберегать его. Ну, он и пошел на свет. Глядь – а меж ветвей икона.
- Пока сам не увижу эту чудесную икону – не поверю!
Как бы там ни спорил народ, а главной святыней нового монастыря стала икона Божией Матери Знамение, перед которой Авраамий каждый день усердно молился.
Но вот, слух о том, что икона чудесным образом появилась на берегу озера, дошел и до Галицкого князя Дмитрия Федоровича. Он прислал к Авраамию людей, умоляя его приехать ко двору вместе с образом. Авраамий долго отказывался, но трудно простому монаху противиться княжеской воле. Пришлось святому отправиться в Га̀лич. В обычной рыбацкой лодке он пересёк большое озеро. До сих пор народное предание гласит, что в тех местах одна водная струя в озере светлее других, и она называется Авраамиевою.
Дмитрий Фёдорович со всем церковным клиром сам встретил монаха с иконой в воротах города и проводил в собор. В руках все держали зажжённые свечи, неслось пение, торжество охватило весь город. В Спасском соборе Авраамий помолился и окропил народ святой водой. При этом некоторые больные получили исцеление, и обрадованный князь пообещал Авраамию помочь в обустройстве монастыря.
С помощью Дмитрия Фёдоровича Авраамий построил в монастыре храм в честь Успения Божией Матери и несколько первых домиков для монахов. Обитель быстро росла, так как Авраамий был мудрым и талантливым наставником, слава о котором разнеслась далеко за пределы Галичской земли. Но как только молодой монастырь обустроился, Авраамий, избегая многолюдства, поставил там игуменом одного из своих учеников, а сам удалился в пустынное место.
Святой поступал так ещё несколько раз, везде оставляя после себя новый монастырь. Всего он основал четыре обители. Почувствовав приближение смерти, преподобный пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей. Вместе с ними пришла попрощаться с наставником и вся братия. До самой последней своей минуты Авраамий молился о своих учениках. И умер, поручив их заступничеству Божией Матери.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия