
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас, несмотря на наличие родственников и друзей, порой чувствует себя одиноким. Это не то одиночество, к которому мы, бывает, стремимся в конце рабочего дня, когда устали и хотим отдохнуть, но то глубинное чувство трагической отделённости от всех, которое тяготит одинаково и экстравертов, и интровертов, потому что, как известно, человеку нужен человек. Но есть ли у нас возможность как-то эту отделённость преодолеть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Все традиционные религии знали разделение на сакральное и профанное, небесное и земное... Между этими сферами была пропасть, и люди должны были знать своё место. Однако после грехопадения в человеческих сообществах возникали разделения собственно человеческие. Казалось бы, это уж совсем абсурдно, ведь все люди одинаково подвержены голоду, жажде, болезням и смерти, все, как говорится, сделаны из одного теста. Но видимо, потомки тех, кто когда-то в раю захотели стать богами, уже не могли вести себя иначе. Стремление к превозношению и господству приводило к возникновению пропастей уже на земле, между, по сути, одинаковыми людьми. Как известно, доходило до того, что императоры называли себя земными богами, в то время как рабы считались живым имуществом.
И вот в мир, полный гордости, превозношения, разделений и несправедливости, приходит Тот, Кто никак не мог в него прийти. К этому не были готовы ни монотеисты иудеи, ни политеисты язычники. Если уж на земле границы между людьми практически непроходимы, что говорить о границе между земным и небесным. Бог не может так унизиться, не может реально войти в земную жизнь. Иудеи были готовы признать, что Он может говорить с пророками и, например, любить послушных и благочестивых людей. Язычники были готовы согласиться с тем, что боги для каких-то своих нужд могут казаться людьми и даже испытывать к некоторым из них какие-то чувства, но с тем, чтобы Бог любил всех, всем желал спасения и ради этого готов был стать настоящим земным человеком, согласиться не мог никто. Но именно об этом, совершенно поразительном и неприемлемом для обыденного сознания факте пишет апостол Павел в том послании, фрагмент которого мы только что услышали.
Итак, освящающий — то есть Христос, воплощённое Слово Божие, и освящаемые — то есть люди, все — от Единого Отца. Первый по предвечному рождению, а мы как сотворённые во времени. Однако единый источник позволяет Сыну Божьему без стыда называть нас братьями. Для иудеев и эллинов это было недопустимое унижение Бога, но для нас это проявление любви. Причем, если вспомнить, что на языке Писания «освятить» — это предать Богу, получается, что Сын Божий приходит для того, чтобы и нас вернуть к Небесному Отцу. Со Своей стороны Христос преодолевает пропасть между небом и землей, разделяет тяготы нашего существования, чтобы помочь нам на пути восхождения. Однако во всём этом есть одно условие, ведь оказывается, что нам преодолеть пропасть между землёй и небом можно, только преодолевая пропасти между людьми. Потому что Бог есть дух, Он вне пространственных ограничений и все пропасти создаются нами. С момента Его воплощения прошло две тысячи лет. Казалось бы, за это время мы могли бы измениться. Но дело в том, что для каждого из нас история начинается заново и каждый в своё время переживает встречу с Творцом и выбирает быть одиноким и углублять пропасти или ответить на призыв и учиться любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Преподобный Илия Макеевский
В 2012 году Русская православная церковь прославила в лике святых преподобного Илию Макеевского. Подвижник родился в Макеевке в 1837 году. В пятнадцать лет покинул отчий дом и отправился в длительное паломничество. Достиг горы Афон, где принял монашеский постриг. В начале двадцатого века поселился в Киеве-Печерской лавре. А в 1927 году вернулся в родную Макеевку. Старец не имел своего угла, ему давали приют то одни, то другие люди. Из имущества у Илии было лишь несколько икон и духовных книг. Главным делом жизни подвижник считал молитву. Он взывал ко Господу и днём, и ночью, ежедневно читал Евангелие и Пластырь, пел акафисты. И других наставлял помнить Бога и посещать храмы. К старцу обращались за духовной поддержкой не только жители Макеевки, но и паломники из других городов. По молитвам Илии совершались исцеления. В середине двадцатого века, когда в Макеевке не осталось действующих церквей, подвижник предсказал, что город ещё засияет куполами. И пророчество осуществилось! Сегодня мощи преподобного Илии покоятся в Свято-Геогиевском соборе — одном из тридцати пяти храмов, открытых в Макеевке на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Лимасол (республика Кипр). Монастырь Николая Чудотворца

Фото: Piqsels
На юге острова Кипр, в десяти километрах от города Лимасола, есть небольшой православный монастырь святителя Николая. История обители восходит к четвёртому веку. Община образовалась при храме, который построил византийский игумен по распоряжению равноапостольной царицы Елены. Насельники монастыря получили тогда от правителя необычное послушание — ухаживать за кошками. Их привезли из Египта, чтобы избавить остров от ядовитых змей. Пушистых путешественниц поселили в Никольском монастыре, а уже оттуда они распространились по всему Кипру. В дальнейшем монахам приходилось противостоять напастям большим, чем нашествие пресмыкающихся. Так, с седьмого по десятый век подвижники претерпевали тяготы арабского ига. В восьмом столетии обитель служила убежищем праведникам, пострадавшим во время гонений от еретиков-иконоборцев. В 1570 году турки-османы захватили остров и истребили иноков Никольской обители. Монастырь долгое время пребывал в запустении. Он был восстановлен в 1983 году как женский. На территории сохранился храм четырнадцатого столетия, а в нём — старинные фрески. На богослужениях здесь любят бывать жители Лимасола и гости города. А постоянно в Никольской обители проживают четыре монахини и... сотни кошек!
Радио ВЕРА в Лимасоле можно слушать на частоте 102,9 FM и 107,9 FM
Геническ (Херсонская область). Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Фото: Piqsels
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания косы, соединяющей Херсонскую область с Крымом. В южной части города, в пятистах метрах от кромки воды, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Церкви этой больше века, её возвели в 1907 году. Инициатором строительства был местный благочестивый житель по имени Созонтий Иванович. В молодости он служил офицером, участвовал в Крымской войне. А выйдя в отставку, проводил свои дни в молитве. Подвижник получил у местных властей участок заброшенной земли, вырыл на нём келью, стал жить отшельником и собирать средства на храм. Горожане откликнулись, и вскоре над морем засияли купола. Созонтий Иванович почил спустя год по завершению строительства и был похоронен в церковном склепе. Храм Рождества Богородицы стал подворьем Кизилташского монастыря, расположенного в Крыму, между Судаком и Феодосией. Территорию подворья монахи превратили в цветущий оазис. Здесь благоухали розы, прогуливались павлины. А под сводами храма даже вне богослужений звучала молитва — иноки поочередно и днём и ночью читали Псалтырь. Всё изменилось после революции 1917 года. Безбожники, придя к власти, закрыли церковь Рождества Богородицы и устроили в ней спортивный зал. В конце двадцатого века православные вернули храму былое великолепие. В воскресные и праздничные дни плывёт над морем колокольный звон, собирает жителей Геническа на молитву.
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM







