
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас, несмотря на наличие родственников и друзей, порой чувствует себя одиноким. Это не то одиночество, к которому мы, бывает, стремимся в конце рабочего дня, когда устали и хотим отдохнуть, но то глубинное чувство трагической отделённости от всех, которое тяготит одинаково и экстравертов, и интровертов, потому что, как известно, человеку нужен человек. Но есть ли у нас возможность как-то эту отделённость преодолеть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Все традиционные религии знали разделение на сакральное и профанное, небесное и земное... Между этими сферами была пропасть, и люди должны были знать своё место. Однако после грехопадения в человеческих сообществах возникали разделения собственно человеческие. Казалось бы, это уж совсем абсурдно, ведь все люди одинаково подвержены голоду, жажде, болезням и смерти, все, как говорится, сделаны из одного теста. Но видимо, потомки тех, кто когда-то в раю захотели стать богами, уже не могли вести себя иначе. Стремление к превозношению и господству приводило к возникновению пропастей уже на земле, между, по сути, одинаковыми людьми. Как известно, доходило до того, что императоры называли себя земными богами, в то время как рабы считались живым имуществом.
И вот в мир, полный гордости, превозношения, разделений и несправедливости, приходит Тот, Кто никак не мог в него прийти. К этому не были готовы ни монотеисты иудеи, ни политеисты язычники. Если уж на земле границы между людьми практически непроходимы, что говорить о границе между земным и небесным. Бог не может так унизиться, не может реально войти в земную жизнь. Иудеи были готовы признать, что Он может говорить с пророками и, например, любить послушных и благочестивых людей. Язычники были готовы согласиться с тем, что боги для каких-то своих нужд могут казаться людьми и даже испытывать к некоторым из них какие-то чувства, но с тем, чтобы Бог любил всех, всем желал спасения и ради этого готов был стать настоящим земным человеком, согласиться не мог никто. Но именно об этом, совершенно поразительном и неприемлемом для обыденного сознания факте пишет апостол Павел в том послании, фрагмент которого мы только что услышали.
Итак, освящающий — то есть Христос, воплощённое Слово Божие, и освящаемые — то есть люди, все — от Единого Отца. Первый по предвечному рождению, а мы как сотворённые во времени. Однако единый источник позволяет Сыну Божьему без стыда называть нас братьями. Для иудеев и эллинов это было недопустимое унижение Бога, но для нас это проявление любви. Причем, если вспомнить, что на языке Писания «освятить» — это предать Богу, получается, что Сын Божий приходит для того, чтобы и нас вернуть к Небесному Отцу. Со Своей стороны Христос преодолевает пропасть между небом и землей, разделяет тяготы нашего существования, чтобы помочь нам на пути восхождения. Однако во всём этом есть одно условие, ведь оказывается, что нам преодолеть пропасть между землёй и небом можно, только преодолевая пропасти между людьми. Потому что Бог есть дух, Он вне пространственных ограничений и все пропасти создаются нами. С момента Его воплощения прошло две тысячи лет. Казалось бы, за это время мы могли бы измениться. Но дело в том, что для каждого из нас история начинается заново и каждый в своё время переживает встречу с Творцом и выбирает быть одиноким и углублять пропасти или ответить на призыв и учиться любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 23.05.2025». Алексей Соколов, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Алла Митрофанова, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Всероссийская неделя семьи «7яФест»;
— Материал «Академии журнала «Фома» об И.С. Бахе — христианские смыслы в музыке;
— Тайна женской природы — женские образы в Евангельской истории;
— Школьные олимпиады, образование и христианское воспитание детей.
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю