Сколько произведений искусства, научных открытий, технических изобретений появилось на свет не потому, что их авторы жаждали денег и славы. Люди творили чудеса во имя любви. Вот и Александра Белла –создателя телефона, вдохновляла любовь к Мейбл Хаббард.
Александр с юности занимался изобретениями. И все они были направлены на то, чтобы облегчить жизнь глухонемым людям. Три поколения женщин семьи Белл страдали глухотой. А мужчины – дед и отец Александра занимались обучением неслышащих. Маленького Алека привлекала работа отца по фонетике и дикции, у мальчика возник стойкий интерес к воспроизведению звуков. Это и привело Белла к изобретению телефона.
Александр получил образование в университетах Эдинбурга и Лондона. По настоянию врачей семья Беллов переехала в Канаду, а сам Александр оказался в Америке и основал в Бостоне собственную школу для глухонемых. Одной из учениц Алека была 15-летняя Мейбл Хаббард. В детстве она перенесла скарлатину, болезнь дала осложнение, и девочка перестала слышать. Белл не мог побороть глухоту своей ученицы, но он сумел научить её говорить. Молодые люди полюбили друг друга. Однажды Алек сказал Мейбл, что у неё прекрасный голос. Это до слёз потрясло девушку, и было равнозначно признанию в любви.
Но объясняться следовало не с Мейбл, а с её родителями. Те - люди состоятельные - и слушать небогатого Александра не захотели, хоть он и обещал им обеспечить будущее Мейбл. Отец девушки запретил Беллу даже приближаться к своей дочери. И всё же молодые люди тайно встречались. А когда секрет открылся, учителя изгнали из дома. Мейбл под давлением матери написала Беллу письмо, в котором объявляла, что больше не хочет его видеть. Это было неправдой, на которую Александр ответил: «Вы не знаете, вы и догадаться не можете, как сильно я люблю вас». Алек пообещал больше не искать с Мейбл встреч. Но обещание своё нарушил, явился в дом Хаббардов и снова был изгнан. Чтобы доказать родителям девушки свою состоятельность Белл и соорудил опытный образец первого в мире телефона. Александр завоёвывал любовь Мейбл и, в конце концов, победил. Хаббард-старший сдался, настояв, правда, на том, чтобы Алек запатентовал своё изобретение. В день, когда Мейбл исполнилось 18, она обручилась с Александром. Но жених не спешил со свадьбой, решив, что сначала он должен заработать небольшой капитал. Это случилось через полтора года, а пока Мейбл говорила маме: «Каждый день я узнаю его с новой стороны, нахожу что-то, что люблю и чем восхищаюсь».
Они обвенчались в 1877 году. На свадьбу Александр подарил жене серебряный кулон в форме телефонного аппарата. Супруги уехали в свадебное путешествие по Европе. Практичный Алек уложил в чемодан своё изобретение и показывал его европейцам. В Англии он умудрился устроить демонстрацию телефона даже членам королевской семьи, чем привёл их в восхищение.
Изобретение телефона сделало Белла миллионером. Но он продолжал работать, часто ездил в командировки и писал жене: «Я не выношу, когда тебя нет рядом. Давай решим этот вопрос раз и навсегда: мы всё время должны быть вместе». Вместе они были 45 лет. У супругов родились две дочки и два сына. Но мальчики умерли ещё младенцами. Родители были в отчаянии. А позже стойкая Мейбл писала: «Они всё-таки были у меня, и теперь моя жизнь кажется мне более счастливой лишь благодаря осознанию того».
Супруги жили дружно. Единственным камнем преткновения в семье стал рабочий график Белла. Александр умел трудиться только по ночам. Он пытался изменить свой режим, но тщетно. Пожалуй, это единственное, чего Белл не сумел сделать для своей жены.
Уже умирая, он улыбнулся Мейбл. Она попросила: «Не покидай меня». Он ответил: «Никогда». А через два дня Америка и Канада на минуту выключили свои телефоны в знак траура по Александру Беллу и уважения к Мейбл, ради которой и была придумана чудо-игрушка – телефон.
Деяния святых апостолов

Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой минимум требуется для того, чтобы быть последователем Христа? На какие обряды и ритуалы следует обратить внимание в первую очередь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
С самого начала существования христианской Церкви человек мог стать её участником, приняв Таинство Крещения. Оно состояло из двух этапов. Первый — троекратное погружение в воду. Это был обряд очищения, а вместе с тем и символ того, что человек умирает и воскресает вместе со Христом. Вторым этапом являлась молитва Богу, чтобы Он даровал крещаемому Святого Духа. Эта молитва сопровождалась возложением рук на голову человека.
Принять участие в этом Таинстве мог не всякий. Но только тот, кто уже принадлежал к иудейской религии. Это мог быть или чистокровный еврей, то есть человек, который родился в иудаизме. Или же это мог быть прозелит. То есть язычник, который уверовал в Бога Израиля и принял обрезание. Иными словами, вход в Церковь был закрыт для иноверцев. Нельзя было стать учеником Христа, минуя обряды закона Моисеева. И это понятно. Ведь и Сам Господь, и все Его ближайшие ученики были иудеями. И первое время христианство воспринималось многими христианами как органичное продолжение ветхозаветной религии.
А потому, когда верующие из Иерусалимской общины узнали о том, что Пётр ходил к язычнику, римскому воину Корнилию, ел с ним вместе, да ещё и крестил Его, это их возмутило. Пётр нарушил закон Моисеев, разделил трапезу с иноверцами, более того, он принял его в общину, то есть уравнял с теми, кто стал христианином через иудейство. Неслыханное новшество. Петру приходится защищаться. Он рассказывает, что всё это произошло по вдохновению свыше. Что сначала ему было видение, и Сам Господь послал его к Корнилию. Но самое главное, когда апостол пришёл в дом к язычнику и произносил проповедь, Дух Святой сошёл и на самого Корнилия и на всех его домочадцев. Сошёл до того, как Петр начал крестить водою и молиться с возложением рук на голову.
Для многих слушателей Петра это было важным свидетельством. Это напомнило им слова Христа, Который говорил, что «Дух дышит, где хочет». Человек не в силах ограничивать действия Бога. Господь Сам решает, как Ему направлять жизнь Своей Церкви и её участников. А потому многие приняли то, что совершил Пётр. Язычники потихоньку стали принимать христианство, минуя иудейские ритуалы. Благодаря этому Церковь разрослась и стала матерью для многих людей.
Так книга Деяний учит нас фундаментальному закону духовной жизни — Христос стал человеком не для того, чтобы сделать для всех нас путь к Богу трудным и недоступным. Напротив, Он пришёл для того, чтобы устранить с этого пути все преграды. А потому и мы не должны усложнять движение к Богу ни самим себе, ни окружающим нас людям. Для подлинной христианской жизни требуется минимум. Всего лишь наша готовность и решимость во всяком своем деле искать волю Творца и на ежедневной основе исполнять заповеди Его Евангелия. В конечном счёте от нас зависит лишь это. Ведь и Сам Господь прямо говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
М.А. Булгаков «Белая гвардия». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о христианских мотивах в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» и о том, почему это произведение часто называют «Капитанской дочкой» двадцатого века.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена повести «Собачье сердце».
Третья беседа с Екатериной Каликинской была посвящена циклу рассказов «Записки юного врача».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Благотворительность как главное дело». Ольга Шитова

Гостьей рубрики «Вера и дело» была директор благотворительного фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к деятельности по сохранению и восстановлению разрушенных храмов, а также о том, как сфера бизнеса и предпринимательства может взаимодействовать со сферой благотворительности.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер