Имя этого человека единственное, упоминаемое в одной из важнейших христианских молитв Символ веры, о нем слагали легенды, ему посвящены сотни книг, написаны сотни картин. Тем не менее, долгие годы факт реального существования этого римского чиновника вызывал серьезные сомнения. И действительно, помимо Библии, Понтий Пилат упоминается лишь у двух древних авторов: Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Тем не менее, многие учёные были уверены, что строки с упоминанием этого римского наместника были вставлены в рукописи гораздо позже. Противоречивость сведений об этом правителе заставляла многих утверждать, что Пилат - мифический образ с говорящим именем «копьеносец». Доказательство в пользу христианской традиции были обнаружены совершенно случайно.
В 1961 году группа итальянских ученых проводила раскопки театра на территории некогда величественного портового города Кесарии, бывшего резиденцией царя Ирода и римских наместников. Внимание руководителя экспедиции Антонио Фрова привлек обломок мраморной плиты, которую, судя по всему, использовали в V веке, как облицовочный материал.
По всему было видно, что эта плита гораздо старше. Более того, внимание привлекли несколько латинских букв на обратной стороне. Надпись, состоящая из четырех строк, сильно была повреждена временем. Тем не менее, нам удалось прочитать ее. Никто не ожидал, что эта плита станет самым главным археологическим открытием на долгие десятилетия! Надпись сообщала, о том что, префект Понтий Пилат посвящает перестройку театра императору Тиберию!
Таким образом, найденный обломок стал единственным археологическим подтверждением существования Понтия Пилата. Находка итальянских археологов заставила скептиков умолкнуть. Однако она поставила перед учеными другой, казалось бы неразрешимый, вопрос. Почему в Евангелиях Понтий Пилат именуется «прокуратором», а на плите «префектом». Парадоксально, но противоречие с евангельским текстом лишь подтверждает его!
Прежде неоднократно высказывались сомнения, что Понтий Пилат мог иметь отношения к суду над Христом. Ведь в те времена прокураторами назывались чиновники, которые занимались преимущественно финансовыми вопросами и не имели никакой военной и судебной власти. Обратите внитмание, что название должности, происходит от глагола curare – заботиться. Таким образом, скептики считали, евангельский рассказ о суде над Христом абсолютной выдумкой. Обнаруженная надпись «префект» ставит точку в дискуссиях.
В отличие от простого попечителя (так можно перевести на русский слово прокуратор) префект обладал всей полнотой военной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, Пилат мог командовать войском и выносить смертные приговоры. Почему же тогда Евангелия именуют его прокуратором? Ответ прост. После реформы императора Клавидия в 40-х годах прокураторы также стали обладать всей полнотой власти. Евангелия, написанные после этих изменений, просто используют современный им термин. В очередной раз подтверждая, что библейские противоречия при внимательном изучении оказываются лишь видимостью!
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»