Рождество Христово — один из главных праздников Православной Церкви. В России с Рождеством связано множество обычаев. Есть особые рождественские традиции и в Грузии. Причём, их значительно больше, чем у нас.
Дело в том, что Грузию населяет множество различных малых народов, каждый из которых несколько по-своему отмечает Рождество. Гурийцы, например, на рождественский стол ставят ореховую палку, верхний конец которой надструган ножом так, что получается кудрявая верхушка из стружек.
Кахетинцы на праздник наполняют вином специальный рождественский кувшин. Треть вина из этого кувшина отдают в храм для богослужения, другой третью угощают бедных, а последняя часть ставится на праздничный стол. Те же кахетинцы изготавливают к празднику известное грузинское лакомство — чурчхЕлу (нанизанные на нитку орехи в сгущенном виноградном соке).
Несмотря на множество самобытных традиций, все грузинские народности имеют чрезвычайно благоговейное отношение к Рождеству. Это выражается, например, в том, что в Грузии не принято отмечать Новый год 31 декабря. Причина — рождественский пост. Празднование Нового года переносится на 7 января. А само Рождество у грузин называется «Шоба – Ахали цели», то есть «Рождество и Новый год». Есть общая для всех грузинских семей традиция в рождественскую ночь выставлять на окно горящую свечу.
Ещё одним обычаем, который объединяет грузинский народ в день Рождества, является проведение особых шествий. В Грузии он существует с незапамятных времен, но в советские годы был, как сами понимаете, запрещен атеистической властью. Традиция проведения рождественских крестных ходов была восстановлена в Грузии 20 лет назад. Рождественское шествие называется у грузин «алилооба». Это название происходит от слова «аллилуйя», что переводится с еврейского как «восхваление Бога».
В день Рождества Христова по всей Грузии идут праздничные крестные ходы. Его главные участники одеты в белые одежды, зачастую сделанные из овечьей шерсти. Они несут пастушьи посохи, иконы и красивые светильники, тем самым символизируя собою пастухов, которые две тысячи лет назад пришли в пещеру к родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию пастухи первыми узнали о Рождестве и затем разнесли эту весть другим людям. Участники рождественского крестного хода оповещают прохожих о Рождестве и поют особое песнопение - «алило», которое исполняется только в дни праздника.
«Алило» звучит не только на улицах городов, но и за праздничным столом. Рождество — праздник, объединяющий грузинский народ. Хотелось бы, чтобы и в России в день рождения Спасителя люди также по-доброму, с теплом в сердце относились друг к другу, как это делается в Грузии.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции празднования Рождества Христова в Грузии.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.