Американскому писателю Джеку Лондону при всей широте и глубине характеров его персонажей, выведенных в произведениях о «золотой лихорадке» на Аляске, и не снилась широта и глубина характеров тех, кто участвовал в другой «золотой лихорадке» - сибирской.
Началась она в 20-х годах 19 века. В 1820 году поисковая партия уральского купца-старовера Рязанова близ современного Мариинска нашла золотую жилу, которая дала несколько сотен пудов золота.
На прииске купцов Поповых в 1829 году намыли 1 пуд 20 фунтов золота. А в 1831 году Поповы владели уже 120 приисками. И началось! Народ ломанулся в тайгу. На прииски только Мариинской тайги в 1834 году нанялось 5927 человек, из них 4863 были ссыльнопоселенцами. Это только те, кто учтён, на кого есть документы. А сколько шло частных старателей! Как писал один из тогдашних золотопромышленников, промысел «походил скорее на игру, в которой можно было урвать миллион, или лечь костьми, чем на правильное рационально ведённое промышленное дело».
Не все обогащались, не все ловили за хвост птицу счастья. Но уж те, кто ловил, как принято сейчас говорить, отрывался по полной. Красноярский золотопромышленник Мясников изготавливал визитные карточки из чистого золота. Стоимость одной такой карточки переваливала за 5 рублей. Это при том, что в это же время пуд осетровой икры стоил 5,5 рублей.
Одним из самых удачливых старателей стал купец Гаврила Машаров из Канска. Он открыл более ста россыпей золота, став самым богатым золотопромышленником в тайге. И отлил себе золотую медаль весом 20 фунтов с надписью «Гаврила Машаров — император всея тайги». Носить её он, не носил – все-таки 8 килограммов на шее не сильно потаскаешь, но кличку «таёжный Наполеон» все же себе заработал.
Впрочем, золото дурманило головы и покрепче, и Машаров пал жертвой своего гонора. Забросив дела на приисках, Гаврила Машаров в 1836 году прямо посреди тайги построил себе огромнейший дом со стеклянными галереями, крытыми переходами, и оранжереей с ананасами. А рядом с домом и вовсе взялся строить фабрику по производству венецианского бархата. Итог закономерен: банкротство, нищета и смерть во флигеле своего же дома, где его в ожидании выплат заперли кредиторы.
Однако надо отдать должное – каков характер!
Машаров был не единственным банкротом. В 1850-х — 1860-х годах начались банкротства и других золотопромышленников. Наиболее богатые месторождения истощились, усилились трудности с наймом грамотных работников, подводило и элементарное неумение управлять, подводила и страсть к расточительству.
Дикая «сибирская золотая лихорадка» заканчивалась. И пришло время грамотных людей. Настоящих промышленников.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.