
Нина Юркова
Прошлой осенью мы с крёстной задумали поездку в Александро-Свирский монастырь.
Путь неблизкий: вылетев из Москвы утром, добрались до места только к концу вечерней службы. Когда вошли в обитель, зазвонил колокол.
— Какой минорный звон, никогда раньше не слышала... — сказала крёстная.
Я тоже раньше не слышала такого звона. Будто все вокруг замерло, и внимательно слушало звонаря вместе с нами. Было скорбно, но не на разрыв — а величественно так. Монастырь молчал, отражаясь в реке. Молчал лес. Мы вошли в храм.
Святой Александр Свирский основал этот монастырь в 16-м веке. В нем же спустя время, и упокоился. Нетленные мощи святого пережили 6 эпох и всех правителей разного масштаба — от Ивана Грозного до Сталина. Пережили нескончаемые экспертизы на подлинность от коммунистов, и даже попытку спрятать их в анатомическом музее. Но все же, промыслом Божиим, в конце концов были возвращены обратно в монастырь.
Когда мы с крестной переступили порог храма, там шла уборка. Мы приблизились к ковчегу с мощами. Я обратила внимание, что он устроен немного иначе, чем остальные: часть мощей под стеклом не покрыта платом, и можно рассмотреть облачение святого, открытые кисти рук и ступни.
Поймала себя на мысли: интересно, что за чувство — приложиться прямо к руке святого, который жил шестьсот лет назад?
На следующий я это испытала. После службы мы остались помочь с уборкой, и в какой-то момент по храму пронеслось: «идите скорей, мощи открыли!»
Было одновременно трепетно и немного жутко. Я дотронулась до руки и стопы святого Александра Свирского. Отошла в смятении — они будто были живые и теплые. Это ощущение встречи со святым, который жил шесть веков назад и реального от него благословения, сопровождало меня все оставшиеся до отъезда дни. Как будто времени не существовало.. Для Бога и любящих его — точно нет.
Когда пришло время возвращаться домой из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы скоротать время до рейса, мы решили зайти в Эрмитаж. Путь на выставку импрессионистов проходил через зал древнего Египта. Огромные саркофаги, и мелкие находки, вроде палеток для макияжа. На витрине, под стеклом — мумия. Кажется, жреца.
Мне неизвестно, как он прожил свою жизнь. Но, судя по богатой гробнице, наверное, комфортно. Неизвестно, каким человеком он был, что думал и чувствовал. Каким был его последний вздох. Но вот, передо мной гробница. Под стеклом — забальзамированные останки. Усохшее тело пропитано специальными химикатами. Скрюченные пальцы будто хватаются за ускользающую жизнь. Кажется , рот замер в беззвучном крике. Особый температурный режим бережёт от распада. Рукотворное нетление. Пронзительное ощущение непокоя, жалости и отторжения. Торжества смерти.
От гробницы жреца я отошла, прокручивая в голове строки из 102 псалма:
«Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.»
И эти слова в псалме, который сам весь — ликование о Боге, будто отрезвляющий ветер. Помни, как всё коротко: пожил и умер. И никто не вспомнит. А дальше что ждет? В последние дни я, словно увидела два пути.
Нетленная рука святого, и сжатые узлом пальцы мумии. Вечная жизнь или вечная мука. Выбор только за нами. И помоги нам, Господи, в нём не ошибиться!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер