
Фото: PxHere
До наших дней дошло четверостишие, которые приписывают перу великого полководца Александра Васильевича Суворова. Строчки, говорящие о важности воинского Устава: «О, воин, службою живущий! Читай Устав на сон грядущий. И утром, ото сна восстав, читай настойчиво Устав!». Сам генералиссимус приносил воинскую присягу по Уставу, утверждённому в 1716 году императором Петром I. Это был первый в истории документ, в мельчайших деталях регулирующий армейскую жизнь. Воинский Устав Петра оказался настолько универсальным, что просуществовал полтора столетия практически без изменений. А все последующие Уставы формировались по его образу и подобию. Недаром петровский Устав называют «предтечей воинских уставов России».
Первые попытки ввести единый армейский Устав предпринял ещё отец Петра, царь Алексей Михайлович. В 1647 году он утвердил документ под названием «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей Московского государства». Правда, по факту это был всего лишь дословный перевод с немецкого языка одной из европейских книг по военному искусству. Нормы устава никак не адаптировались под особенности русской армии, поэтому на деле были трудно выполнимы. Словом, воинский устав в России тогда существовал лишь номинально. С этим Пётр связывал многие военные неудачи Русского государства, о чём прямо заявлял в предисловии к своему новому Уставу: «Ни против кого стоять не могли, и о том свежа еще память. Ибо без порядку никакого добра ожидать нельзя». В результате Пётр, которого так любят упрекать в слепом копировании всего «немецкого», поступил намного дальновиднее своего отца. Как отмечал русский военный историк Павел Бобровский, воинский Устав Петра I представлял собою глубоко и зрело обдуманный свод из лучших европейских уставов конца XVII — начала XVIII столетия, согласованный с условиями быта русской армии и особенностями национального характера русского народа.
Исторический документ был подписан императором 30 марта 1716 года. Полное его название звучало так: «Устав воинский о должности генералов, фелт-маршалов и всего генералитета и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чину чинить должно». В сущности, уже из названия можно понять, насколько детально всё было проработано. Статьи Устава регламентировали мельчайшие стороны армейского быта: от численного состава формирований до воинских званий и обязанностей; от организации медицинской помощи до устройства лагеря и рациона полевой кухни. Отдельная глава была посвящена духовной жизни русского воина. Называлась она «О страхе Божием». Вот, например, что в ней говорилось: «Солдатам и воинским людям надлежит Богу молиться и на Него всю надежду полагать. Ибо всякое благословение, победа и благополучие от единого Бога всемогущего происходит». Впоследствии Суворов кратко перефразировал эти слова Устава в своей крылатой фразе: «Молись Богу — от Него победа».
Жизнь «Устава воинского» оказалась необыкновенно долгой — 150 лет. Всё это время несколько поколений русских солдат и офицеров давали воинскую присягу по тексту, включенному в этот документ. Среди них были полководцы Румянцев и Суворов, Багратион и Кутузов, а также миллионы русских новобранцев. Воинский Устав Петра Первого поднял русскую армию на принципиально новый уровень и сделал её одной из самых сплочённых и сильных в Европе.
Все выпуски программы Открываем историю
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема