В 1827 году в Александро-Свирскую обитель поступил новый послушник. На вид ему было не больше двадцати лет. Тонкие, красивые черты лица, благородная осанка и изящные манеры выдавали в нем дворянина. Молодой человек привлекал к себе любопытные взгляды. Это сильно смущало его, и он изо всех сил пытался скрыть свое аристократическое происхождение и воспитание. Первое послушание было назначено ему в трапезной. Монах привел его на кухню, к повару.
Монах:
Вот, Сеня, новый послушник, будет помогать тебе на кухне.
Повар:
Ба! Да неужто Дмитрий Алексаныч! Барчонок! Ха-ха! Да вас, ваша милость, не узнать! Где же ваши французские шатнишки?
Монах:
Так ты его знаешь?
Повар:
Как же не знать? Я у его отца крепостным был… всю жизнь... Ах, англицкая его душа, дай Бог ему долгих лет! Настоящий был барин! Даже тюремщик, а не барин! Чудо!
Монах:
Тем лучше, что знакомы. Но ты злобы не вымещай на послушнике. То дело прошедшее. Он от прошлой мирской жизни отрекся. Смотри!
Повар:
Что Вы, батюшка! Что Вы! Не упомню зла! Вот Вам крест!
[Монах уходит, звук шагов]
Повар:
Что вы, что вы! Идите, батюшка, с миром, а мы тут порядок наведем! Видишь, как запущено хозяйство? А ну, брат-барин, лови! Эх, растяпа, это ж с мукой мешок! Что, обдало пылью-то? Эт ничего! Пошли в амбар! Что отряхиваешься? Привыкай! Это тебе не французская кухня! [Тихо] Я в тебе барина-то успокою! Лови! Эх, опять не поймал! Растяпа! Сечь тебя надо! Господское добро изводишь! Фу! Пошел. Стой, держи мешок, я сыпать буду. Да не так! Зубами держи! Ха-ха! Так-так, держи.
Весь в белой пыли, стоя на коленях в ветхом амбаре, с грязным мешком в зубах послушник Дмитрий вдруг вспомнил... себя... лишь несколько месяцев назад. Вот он, лучший ученик инженерного училища. Его награждают. Сама императрица. Вот он уходит с литературного вечера, где всю ночь проспорил с Пушкиным и Гнедичем об искусстве. Вот он идет по Невскому проспекту, где на него оглядываются первые красавицы Петербурга. Вот перед ним распахиваются парадные двери царского кабинета. Вот перед ним стоит царь-батюшка, Николай Павлович, треплет по плечу, называет его «мой любимый фельдфебель», потом говорит, что будет содержать его в гвардии за счет своих средств, не пускает в монастырь, грозно смотрит, кричит: «Ты у меня в долгу! За воспитание, которое я тебе дал и за любовь к тебе!». А потом отпускает, словно родного сына от сердца отрывает... Все эти картины мигом вспыхнули в его воображении... Вдруг новое, какое-то удивительное движение души, сладостное чувство смирения наполнило все его существо. Он понял наверняка, что был прав, тысячу раз прав, убежав от мира, который так за него цеплялся. Падение для других стало возвышением для него. Это был глоток живой воды, утоливший на мгновение жажду по Богу, которая мучала его с детства. «Падения мои научают меня познавать немощь мою. Тогда только могу быть в стране живых...». До последних дней своей жизни он будет вспоминать этот случай, утвердивший в его сердце жажду подвижничества и святости.
Святитель Игнатий Брянчанинов, бывший любимец света Дмитрий Александрович, прославился как монах-аскет, архипастырь, подвижник, названный отцом современного иночества. Уже в 25 лет он стал игуменом Троице-Сергиевой Пустыни вблизи Петербурга. Зная о его исключительном даре миротворчества, император Николай I командировал его в Ставрополь. Недавно открытая Кавказская епархия была весьма не устроена. Население отличалось неспокойным, воинственным характером, поэтому первое слово святителя Игнатия, обращенное к пастве, было словом мира и любви: «Мир граду сему!..».
Бессмертные духовные произведения Игнатия Брянчанинова получили высшее признание самых образованных людей эпохи. Он написал более восьмисот писем-наставлений художникам, поэтам, композиторам. Его считали любимым собеседником Карл Брюллов и Михаил Глинка.
По воспоминаниям современников, Игнатий Брянчанинов обладал особым свойством – видеть состояние души других людей. «С окаменелыми он был молчалив. С лукавыми – порой юродствовал. Но с искавшими спасения он был откровенен и разговаривал подолгу».
Во многом именно Святителю Игнатию Русская Православная Церковь в ХIХ веке была обязана не только восстановлением многих священных обителей, но, что важнее, возрождением подвижнического духа и возвращением в лоно церкви многих детей «разочарованного» поколения. Отец Игнатий Брянчанинов был прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном Соборе 1988 года.
Аистиный остров

Фото: PxHere
Жил-был в одном селе красивый, ладный парень по имени Емил, который очень уж работать не любил.
Женился он на самой красивой и работящей девушке, но и тогда не исправился. Отец пашет и сеет, мать стряпает, молодая жена с огородом управляется, а Емил целыми днями без дела по селу слоняется. Вернётся домой к ночи — жена плачет, мать вздыхает, отец бранится.
— Надоели мне ваши попрёки, — сказал им однажды Емил. — Ухожу я от вас в город Салоники, там жизнь веселее.
Сказано — сделано. Добрался парень до Салоник и нанялся на корабль матросом. Но однажды в море случилась страшная буря, и судно затонуло. В последний момент Емилу удалось ухватиться за большую доску. Вполз он на неё, руками-ногами вцепился, и не помнил, сколько дней его по волнам носило, пока не выбросило на незнакомый остров.
Взобрался Емил на высокую гору, и, к великой радости, увидел вдали крестьянские дома, дороги, поля распаханные. Как на крыльях помчался он с горы в село!
Окружили его там люди и заговорили между собой:
— Глядите-ка, каким ветром лентяя Емила к нам занесло?
— Родные по нему все глаза проплакали, а он здесь...
— Откуда вы знаете меня? — изумился Емил. — И почему по-болгарски так хорошо говорите?
— Не узнаешь нас? Мы — аисты из твоей родной деревни, и всю вашу жизнь как на ладони видим. Знаем, что ты работать не любишь, с родными бранишься...
— Где же тогда у вас крылья? — не поверил Емил.
И узнал, что на этом острове из-под скалы текут два чудесных источника. Каждую весну люди-аисты окунаются в первый ручей, оборачиваются птицами и летят в Болгарию. А с наступлением зимы снова возвращаются на остров, купаются во втором ручье, превращаются в людей, и такое же хозяйство ведут.
— Я тоже готов аистом обернуться, лишь бы домой попасть, — попросил Емил.
Только теперь он понял, как дороги для него родное село, отец с матерью, ласковая жена. Поскорее бы их увидеть, да во всём повиниться!
— В Болгарии сейчас зима, — сказали люди-аисты. — Но как же с тобой быть? Семью ты не ценишь, в поле работать не хочешь... Для наших детей ты плохой пример.
— Я исправлюсь, только не прогоняйте меня! — взмолился парень.
Стал Емил жить на аистином острове. По весне люди-аисты дружно направились к скале с расщелиной, и он вместе с ними искупался в ручье и превратился в аиста. Но перед вылетом набрал воды из второго источника и повесил кувшинчик себе на шею.
А когда аисты прилетели в его родное село, обрызгался Емил человечьей водой, и принял свой прежний облик. Вот радости было, что он наконец-то домой вернулся! Как будто подменили парня — работящим стал, уважительным.
В селе и прежде аистов любили, а после случая с Емилом и вовсе за родню стали почитать. И вы тоже их не обижайте!
(по мотивам болгарской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM



 
 




