6 декабря 1942 года профессор Боннского, Лувенского, Краковского, Оксфордского, Варшавского университетов, знаток 27 языков, ученый с мировым именем, архимандрит Григорий Перадзе вышел из шеренги узников Освенцима. Он не мог поступить по-другому. Лагерное начальство сказало, что всех будет держать на морозе, пока не признается тот, кто взял лишнюю пайку хлеба. Эта экзекуция грозила смертью многим голодным и полуодетым заключенным. Отец Григорий решил взять чужую вину на себя. Вышел из строя. Повернулся в сторону узников и сказал: "Молитесь за меня".
Тут же состоялась показательная казнь. На священника натравили собак, но животные не посмели прикоснуться к праведнику. Тогда эсэсовцы облили заключенного Перадзе бензином и подожгли.
Двадцать лет назад, когда молодой талантливый выпускник Тифлисской духовной семинарии ехал учиться в Берлинский университет, такого себе никто и представить не мог. Тогда казалось, что время учебы в Европе пролетит незаметно, и он вновь вернется в родной город. Но уже в 22 году в советском консульстве у него отобрали паспорт, и обратный путь в Грузию для него был закрыт навсегда. Так помимо своей воли он стал беженцем.
В 1929 году, тогда еще человек светский, Григорий Перадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход святой Нины в Париже. Это был единственный православный грузинский приход за пределами СССР. Организатору прихода предложили стать священником, однако Григорий отказался. Он еще не был готов принять такое решение, его больше привлекала научная работа. Но Господь направил судьбу раба своего по угодному Ему руслу.
Во время рождественских праздников Григорий серьезно заболел. И дал обет, что в случае выздоровления станет монахом. После этого быстро пошел на поправку и вскоре исполнил свое обещание: был пострижен в монахи и принял сан священника. Сразу же, весной 1931 года, был назначен настоятелем храма святой Нины. Служение пастыря он совмещал с научной работой и чтением лекций в университетах.
Через 3 года его возвели в сан архимандрита.
А в 1933 году митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий пригласил его в качестве преподавателя на отделение Православного богословия Варшавского университета. В это время архимандрит Григорий написал много важных научных работ по патристике. И совершал богослужения для грузинских эмигрантов в Польше.
Бог одарил его исключительным трудолюбием и смирением. В трудные минуты жизни он часто привык повторять слова святителя Иоанна Златоуста: "Слава Богу за всё!".
С началом второй мировой войны,8 сентября 1939 года, архимандрит Григорий отказался выехать из Варшавы, хотя мог это сделать, поскольку не был польским гражданином. Гитлеровцы закрыли Варшавский Университет, а ему предложили читать лекции в Берлине. Это предложение архимандрит Григорий не мог принять. Он нужен был в Польше. Он прятал евреев и помогал им выехать за границу. Вел разъяснительные беседы с теми грузинами, которых немцы принуждал к вступлению в свою армию. Это очень не нравилось руководителям кавказского комитета, которые надеялись, что Гитлер освободит народы Кавказа от ига большевизма.
Руководитель 1:
- Этот поп жить не дает! Дышать не дает! Везде свой нос сует, святоша!
Руководитель 2:
- Э! Что он тебе сдался? Молитвы читает, в старинных рукописях как червяк копается. Я попытался почитать, ничего не понял!
Руководитель 1:
- Он нам всю работу портит! Только договоришься, молодежь на борьбу поднимешь, он тут как тут! «Не ходите! Кровь братскую не проливайте!» - и та-та-та и пошел чесать. Слушаешь, не оторвешься! Чем мы перед немецкими друзьями отчитываться будем?!
Руководитель 2:
- Что поделаешь?! Не убивать же его! Большой ученый! Сами немцы его к себе звали. За такого человека и посадить могут.
Руководитель 1:
- А что если руками немцев его и убрать?
Руководитель 2:
- Пробовали! Донесли, что он польский шпион. А толку? Немцы проверили по архивам и отпустили. Порядок! Орднунг, понимаешь.
Руководитель 1:
Тогда глупо все сделали. Надо по-другому поступить. У меня есть интересный документик, у одного убитого нам не товарища достали. Ты его у святоши спрячешь. А я донесение немецким друзьям составлю. Порядок есть порядок. На этот раз, они, как следует, с попом разберутся.
Предатель подбросил на квартиру священника фотографию документа, предназначенного гестапо. После обыска 5 мая 1942 года, отец Григорий был обвинен в шпионаже в пользу английской разведки и арестован. Осенью его перевезли в концентрационный лагерь Освенцим. С этого времени и вплоть до смерти архимандрита какие-либо достоверные свидетельства о нем отсутствуют.
Существуют две версии гибели отца Григория. По второй: отец Григорий отправился в газовую камеру, заменив собою отца большого еврейского семейства. Он не мог поступить иначе.
Даже в таком ужасном месте, как лагерь Освенцим, в котором погибло более 1 миллиона человек, по некоторым данным, даже более 2 миллионов человек различных национальностей, дух христианской любви и милосердия не был сломлен. Этот лагерь, который можно назвать адом на земле, стал местом прославления нескольких святых, канонизированных католической церковью. И стал местом духовного подвига православного святого - архимандрита Григория Перадзе.
19 декабря 1995 года на Соборе Грузинской Православной Церкви Архимандрит Григорий был прославлен как святой мученик. Канонизацию признала и Польская Православная Церковь. Тем самым он стал святым обеих братских православных Церквей.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема