Если сесть на электричку на Курском вокзале, то через два часа будешь уже в Серпухове. Сколько же времени добирался до Серпухова, что за 100 верст от Москвы, инок Варлаам? Полдня, наверное, не меньше. Тогда, в 14 веке, Серпухов был южным форпостом молодого Московского княжества. На высоком берегу Оки стояла тогда мощная деревянная крепость, ограждавшая Москву от набегов монголо-татар. Посланный митрополитом Алексием Варлаам имел одно важное задание – найти подходящее место в окрестностях Серпухова для строительства монастыря.
А началось все с чудесного явления. Услышал митрополит Алексий во время молитвы голос от иконы Богородицы: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить!». И опять услышал: «В пределах града Серпухова; там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией, поручает своему келейнику Варлааму отправиться в Серпухов и, отыскав то место, возвратиться с докладом.
1360 год. Москва.
Митрополит Алексей:
Ну, расскажи мне, брат Варлаам, как ты исполнил мое поручение! Отыскал ли ты место для монастыря и каково оно?
Варлаам:
Да, господин мой, есть в окрестностях Серпухова чýдное место на холме, покрытом глухим бором, а под холмом сходятся реки - Ока с Нарой. Решил я на том месте на ночлег расположиться и услышал в ночи звон необычный – будто звенят сосуды железные и медные. И видел я видение чудесное, о котором не могу сейчас сказывать, а только, когда придет час кончины моей.
Митрополит Алексей:
Добро, Варлаам. Видно, угодно Богу на месте том монастырь имети… Но будет тебе от меня еще одно благословение. Поезжай-ка ты, снова в Серпухов и стань строителем того монастыря. А назовется монастырь «Владычним», во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Варлаам:
Отче святый, помолись обо мне и совершу все, как ты повелел.
Варлаам был строителем монастыря и руководил братством обители 17 лет. Когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молю, и меня погреби своими руками». Святитель поспешил в Серпухов.
Митрополит Алексей:
Вижу, брат Варлаам, призывает тебя Господь к Себе. Но помнишь ли свое обещание, рассказать мне о видении чудесном?
Варлаам:
Страшно мне, господин мой, рассказать такое. А написать не могу – слеп совсем.
Митрополит Алексей:
Принесите трость, чернила и свиток. Да давайте, братия, помолимся усердно!
Как повествует летопись: «Тотчас Варлаам прозрел и начал писать:
- Видел я ангелов, держащих обитель, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням поднималась Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм».
5 мая 1377 года Варлаам, простившись с братией, отошел ко Господу. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение.
Варлаам завещал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы».
Сегодня его святые мощи – там же, перед Введенским собором. Рядом с крестом преподобного Варлаама – никогда не гаснущая лампада. А икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная по образу видения преподобного Варлаама, в продолжении многих веков является главной святыней монастыря и почитается как чудотворная.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение