Стоит на берегу Сиверского озера красавец-монастырь. Белоснежные стены, неприступные башни. Один из самых крупных российских монастырей основал в 1397 году монах Кирилл, прозванный позже Белозерским.
Кирилл мечтал о монашеском служении с юности, но его опекун и благодетель, боярин Вельминов, не отпускал любимого слугу в монастырь. Долгие годы был Кирилл монахом только в своих помыслах. Постриг принял довольно зрелым человеком. Став иноком московского Симонова монастыря, нес послушание в хлебопекарне: носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Глядя на пылающий огонь в печи, часто говорил себе: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился преподобный Кирилл, соблюдая строгие посты, отдавая ночи молитвам во славу Господа. Братья по монашескому ордену избрали его новым игуменом монастыря. Мирские заботы и хлопоты отвлекали от молитвенного служения, и вскоре Кирилл отказался от игуменства, от власти и богатства, принял обет безмолвия и затворился в келье, проводя дни в трудах по переписке книг, а ночи – в молитвах. Однако люди, почитая Кирилла как чудотворца и прозорливца, толпились у его кельи, просили духовного руководства.
И тогда ушел инок Кирилл из Москвы на север, в глухие белозерские леса.
Девочка:
Вот грибок, еще грибок… Проша, смотри, на ИвАновой горке крест стоит.
Мальчик:
Там в землянке божий человек поселился. Сказывают – бывший игумен целого монастыря в Москве. Считай, большой человек был, а теперь вон в лесу живет, сам землю копает и деревья валит.
Девочка:
А чего ему тут надо-то?
Мальчик:
Монастырь будет строить. Люди говорят – сама Богородица ему это место указала. Посреди молитвы услышал он ее чудесный голос, иди, мол, на Белое озеро, там твое место. Вот он и пришел. Сначала, его еще один монах провожал, Ферапонт, из наших мест. Но он дальше пошел, а этот вот остался. Потому что он в видении видел: большое озеро, по одну сторону — гора, по другую — густой лес, за лесом долина... Совсем как у нас тут.
Девочка:
И не страшно ему одному-то?
Мальчик:
А Богородица его оберегает. Сказывают, боярин один думал, что у старика в землянке богатство великое припрятано, и наслал сюда разбойников, чтоб, значит, поживу поиметь. А явились лихоимцам стрельцы с луками на страже вокруг жилища. Испугались разбойники, да разбежались. А на самом деле не было никого – лес глухой кругом.
Девочка:
На вид такой добрый дедушка, седой, худенький. Он не хворый, а, Прошка?
Мальчик:
Да почем я знаю? Он молчит, не разговаривает ни с кем. Мы с ребятами ходили за рыбой на озеро, встретили его. Испугались, Федьку хромого вперед вытолкали. Он поклонился, и говорит: возьмите окуней, старче, только старосте не жалуйтесь, что мы тут рыбачили.
Девочка:
А дедушка что?
Мальчик:
Рыбы не взял, перекрестил нас всех, а Федюшку по голове погладил. И ушел.
Девочка:
И все?
Мальчик:
Нет! Федька-то хромать перестал! Бегает теперь туда, к старику. Помогает. А тот его читать учит.
Девочка:
Прош, хорошо, что будет монастырь…
Кирилл недолго оставался один. Постепенно к нему потянулись другие иноки. Совместными усилиями они построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Так на берегу Сиверского озера возник Успенский Кирилло-Белозерский, или просто Кириллов монастырь. Кирилл ввел в монастыре строгий общежительский устав, запрещавший монахам отвлекаться от служения на мирские заботы. Никто из монахов не имел личной собственности. Братьям не позволялось даже держать воду для питья в своих кельях. Однако игумен личным примером и кротостью заслужил безграничное уважение как среди своих собратьев, так и среди окрестных жителей. Мудрец и книжник, Кирилл основал в монастыре библиотеку, школу, занимался просветительством. До нашего времени дошли 12 книг из личной библиотеки преподобного Кирилла.
Тридцать лет Кирилл был игуменом Монастыря, еще при жизни прославившись многими чудесами. Совершались они и после его смерти, оберегая и защищая обитель от зла. Кириллов монастырь пользовался особым уважением в России, охраняя сухопутный путь из Москвы в Архангельск, стал центром паломничества и крупным культурно-экономическим центром русского севера. Сам Кирилл Белозерский в 1547
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»