Крещение Руси не превратило русскую землю в православную в один миг. На это требовались годы – многие люди привыкли к старой языческой жизни и не собирались от нее отказываться. Большую роль в распространении веры играли отшельники. Отрешившись от обычной, мирской, жизни, они уходили жить в пещеры, где постоянно молились. Они следовали примеру Иисуса Христа – принимали страдания за других людей, веря, что это спасет грешный мир, полный пороков, от Божьей кары. Таких отшельников уважали, благодарили, называя «святыми людьми». И, в свою очередь, они становились примером для многих мирян…
…Киево-Печерский монастырь, год тысяча сто седьмой…
В тихой келье слышался только скрип пера. Света едва хватало для глаз, молодой послушник терпеливо вырисовывал круглые буквы, высунув от усердия язык. Нельзя ошибиться – один раз не так крючок завернешь, всю бересту выкидывать. Жалко. Да и монахи заругают.
Мальчишка знал, что писцы не всегда разумели грамоте. Им главное в точности перенести все закорючки на новый лист, и то ладно. Но этот послушник попросил выучить его буквам по-настоящему, чтобы самому читать. Ведь там столько интересного! А уж перечитывать и переписывать труды самого Нестора… За такое доверие можно и целыми днями просиживать в келье, сгорбившись на неудобной лавке с гусиным пером в руке.
Увлекшись словами, которые составлялись в чу́дные рассказы, послушник не заметил, как неслышно отворилась дверь.
Нестор:
Долго сидишь, не заснул случаем?
Послушник:
Что вы, отче! Я как раз про преподобного Феодосия… А неужто правда, что он еще отроком всю дорогую одежду нищим раздал, в церкви все время проводил, да попросил себе цепь железную сделать и на теле носил?
Нестор:
Правда. Блаженный отец наш Феодосий ребенком был, а Господь уж избрал его себе на служение. Мне то известно от брата Феодора, а ему мать преподобного Феодосия рассказала. Ох, и сопротивлялась она боголюбию сына… А все ж и сама стала после монахиней.
Послушник:
Смирилась, да?
Нестор:
Смирилась. Отец Феодосий был богоносным человеком. От лица его словно свет исходил, и все этот свет видели, и за ним шли. Он в молитве и притеснениях только и жил, все вспоминал Господа нашего Иисуса, как тот за всех грехи принял, да страдал и телесно, и душою. Вот помню, мне чернец Илларион рассказал – слышит он ночью, кто-то горько плачет, Богу молится. Подошел тихонько к келье преподобного – точно, отец Феодосий поклоны кладет, лбом о земляной пол бьется, за всех братьев молитвы шепчет. Илларион отошел в сторону, а потом подошел, громко топая, и спросил: «Ты ли, отче, плачешь?». Преподобный ничего не ответил, но притворился, что спит. Скромный он был.
Послушник:
И в житии про это есть?
Нестор:
Есть. А ты какое место сейчас переписываешь?
Послушник:
Про то, как отец Феодосий в Киев впервые пришел, еще отроком, постригся и поселился у отшельника Антония. И жили они втроем со святым Никоном.
За троих трудился Феодосий в пещере. Таскал воду, носил дрова, молол зерно, плел шерсть – и ни разу не высказал усталости. Когда над пещерой возвели церковь, он первым приходил на богослужение и последним уходил – такое смирение еще молодого отшельника привлекало к пещерам все больше братьев, а молва о Феодосии разносилась по городам и деревням. Вскоре он стал игуменом церкви, поставил возле нее кельи и переселился в них с другими отшельниками – впятеро выросла братия, тесны ей стали пещеры. Устав нового монастыря был очень строг, и Феодосий требовал полного его соблюдения. Но и сам он неукоснительно его придерживался – ел хлеб и вареные овощи, постоянно трудился, носил власяницу, а поверх – ветхую одежду. Около монастыря он устроил двор для калек, отдавая им десятую часть от всех монастырских доходов. Князья уважали игумена и приезжали к нему за советом. Простые миряне дивились монашескому подвигу Феодосия и часто просили его заступничества. Будучи человеком суровым, но мудрым, он неоднократно разрешал споры по справедливости. А главное – Феодосий неустанно претворял в жизнь сам дух православия, считая, что русский народ должен иметь лишь одну истинную веру.
Сегодня Феодосия Печерского почитают как основоположника общежительного монашества на Руси, а также как одного из основателей знаменитой Киево-Печерской Лавры. Лавра и по сей день находится над той пещерой, в которую когда-то за монашеским постригом пришел религиозный юноша.
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. Об обличениях

В 15-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Ненавидящий обличение погибнет».
Об обличениях — священник Родион Петриков.
Эти слова звучат как предупреждения из древнего мира, который, однако, идеально вписывается в наш век бесконечных советов, критики и так называемых экспертных мнений. Однако, давайте честно: не всякое обличение полезно. Одни слова могут стать толчком к росту, а другие только ранить и унизить. Сегодня, когда каждый может высказать свое мнение в комментариях, в социальных сетях или личных сообщениях, очень важно научиться фильтровать. Конструктивное обличение — это как зеркало, которое показывает где ты споткнулся и при этом дает понять, что ты можешь стать лучше. Оно мотивирует, даже если сначала больно. А вот деструктивное обличение — это зеркало, которое бьет тебя осколками в лицо. Оно не помогает, а только разрушает. Так как же относиться к обличениям? Во-первых, не бояться их. Во-вторых, задавать себе вопрос: кто говорит это и зачем? И если человек искренне хочет вам помочь, его слова, да пусть даже резкие, стоит принять к сведению. Если же это просто попытка самоутвердиться за ваш счет, можно это смело пропускать мимо. И нужно помнить, что мудрость не в том, чтобы избегать критики обличений, а в том, чтобы научиться извлекать из них пользу. Правда, сказанная с любовью — это лекарство, а правда, сказанная со злостью — это яд. Будем мудры в выборе, что принимать, а что оставлять за дверью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О личности и творчестве Иллариона Прянишникова

Сегодня 1 апреля. В этот день в 1840 году родился русский художник-жанрист, автор масштабного полотна «Спасов день на Севере» Илларион Прянишников.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Илларион Михайлович более 20 лет преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Был учредителем товарищества передвижных знаменитых художественных выставок, оставаясь бессменным членом его правления. Русский север стал его вечной любовью. Действительно, многие передвижники путешествовали в северные губернии, где и находили обильный материал для своих жанровых картин. Константин Коровин, знаменитый наш импрессионист, вспоминал Прянишникова. Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, сладкое было ему просто противно невмоготу. Он не любил уменьшительных суффиксов: красочки, этюдики, уголек. Тотчас поправлял. Его эстетики, говорил Коровин, мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Замечательная характеристика, которая свидетельствует о том, что всякий творческой человек, особенно художник, должен найти самого себя в творчестве, обрести свой собственный стиль, далекий от подражания, приспособленчества, копирования, хотя начинается труд художника всегда с подражания. Но обрести себя — значит оставить свое слово в живописи. Именно это свойство мы обретаем в картинах Иллариона Прянишникова. От его картин веет удивительным теплом, любовью к Отечеству, к русскому народу. Многоцветная палитра и тщательно выписанные персонажи.
Все выпуски программы Актуальная тема