В 14 веке русские люди страдали от жестоких междоусобных войн, гибли от рук монголов-язычников. Нажива стала главной наградой для воинов, а человеческая жизнь упала в цене. В эти темные времена на Руси люди находили поддержку у христианских подвижников, у таких, как преподобный Сергий Радонежский или святитель Алексий, митрополит Москов¬ский. Духовным отцом, опорой для отчаявшихся людей был и преподобный Евфимий Суздальский.
Преподобный Евфимий стал иноком еще будучи подростком, или как тогда говорили – отроком. Это было большой редкостью, когда мальчик настаивал на том, чтобы его постригли в монахи. Евфимий брался в монастыре за любою работу и находил духовную радость в строгом посте. Он просил у игумена Дионисия разрешения принимать пищу всего лишь раз в два или три дня, но не получил благословения. И все же юный Евфимий почти не ел - на трапезе он только делал вид, будто вкушает монастырскую еду.
Когда Евфимию исполнилось 36 лет, старец Дионисий именно на него возложил важнейшую миссию – создание нового монастыря в Суздале.
О строительстве монастыря давно думал удельный князь Суздальский, Борис Константинович. Он был известен особым почтением к иноческой братии.
У старца Дионисия он был частым гостем. К нему же князь пришел и за благословением.
Князь Борис:
Отче, хочу обитель духовную устроить на нашей земле и церковь каменную. Думаю, пришло время.
Дионисий:
Что ж, княже, доброе дело. И Господь Бог – нам в этом помощник. Он будет руководить тобой в спасительном начинании. А я, инок смиренный, благословляю тебя в твоих сердечных помыслах.
Князь Борис:
Еще у меня просьба к тебе, Отче. Посоветуй! Кто более всего годен на Божие дело, на строительство обители?
Дионисий:
Есть у меня достойный человек. Хоть и молод, но зрел духовно. Да посуди сам…(зовет) Евфимий! Евфимий!
Евфимий(входит):
Звал, отче?
Дионисий:
Как ни трудно тебе это говорить, … а только пришло время покинуть тебе нашу обитель. Князь Суздальский призывает сослужить ему великую службу, положить жизнь на строительство обители.
Евфимий:
Отче! Не отлучай меня! Не по силам ты мне дело поручаешь. Княже! Доверишь ли ты мне дело, коли я сам в себе сомневаюсь?
Князь Борис:
Отец Дионисий верит в тебя, поверю и я.
Дионисий:
Встань с колен! Не гневи Бога! Иди в путь свой, радуясь, а не скорбя. Устраивай обитель так, как сам живешь, – в строгости и скромности. И Бог будет тебе хранителем и помощником во всем. А Князь Борис и епископ Суздальский поддержат тебя.
Евфимий:
Что ж, тяжко мне покидать тебя, Отче. Но пойду, коли велено. Доверие, твое оправдаю.
Преподобный Евфимий с рвением принялся за строительство храма и монастыря. Вскоре, в 1352 году храм был закончен. Своей красотой и благоле¬пием он вызывал изумление у жителей Суздаля. Князь Борис не пожалел средств на благоустройство, украсил его прекрасны¬ми иконами, снабдил богослужебными книгами, изысканной церковной утварью. Однако славен монастырь был не столько благолепием, сколько скромностью монастырской жизни и строгостью устава.
Монастырь стал одним из крупнейших на русской земле - до трехсот иноков несло здесь послушание. В обители пришлось построить две трапезных – каменную и деревянную, чтобы все могли сесть за стол. При этом монахи придерживались обета молчания и за трапезой, и во время церковной службы. Строго-настрого было запрещено покидать кельи без особой нужды.
Сам Евфимий, хоть и был настоятелем, круглый год ходил в простом тулупе, как в юности, скромно трапезничал. Он своими руками выкопал в монастыре прекрасный колодец, который позже почитался как чудотворный. Евфимий охотно принимал в обители всех страждущих. Любой странник мог найти здесь стол и кров. Преподобный поддерживал бедных деньгами, иной раз выкупал или прощал долги. Но делал это втайне от братии, чтобы иноки не роптали.
Преподобный Евфимий в трудах и молитвах дожил до 88 лет и правил монастырем 52 года. Это были те самые годы, когда Руси, наконец, удалось
сбросить ярмо Ординских ханов. В 1380 году Евфимий с братией день и ночь молились за победу русских дружин на Куликовом поле. Мольбы преподобного защитили Суздаль от хана Тохтамыша. А в 1395 году, уже стариком, Евфимий пережил нашествие Тамерлана и стал свидетелем чуда - икона Божией Матери Владимирской спасла Москву от осады великого хана. В тот день, когда икона была доставлена в Москву, Тамерлана посетило грозное видение сияющей Богоматери с воинами. Тамерлан тут же решил покинуть русские земли.
Евфимий Суздальский был прославлен для общецерковного почитания на Московском Соборе в 1549 году. В 16 веке нетленные мощи Преподобного Евфимия были положены в раку для поклонения и прослыли чудотворными. В наши дни почитание преподобного Евфимия Суздальского является общецерковным.
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер