В 14 веке русские люди страдали от жестоких междоусобных войн, гибли от рук монголов-язычников. Нажива стала главной наградой для воинов, а человеческая жизнь упала в цене. В эти темные времена на Руси люди находили поддержку у христианских подвижников, у таких, как преподобный Сергий Радонежский или святитель Алексий, митрополит Москов¬ский. Духовным отцом, опорой для отчаявшихся людей был и преподобный Евфимий Суздальский.
Преподобный Евфимий стал иноком еще будучи подростком, или как тогда говорили – отроком. Это было большой редкостью, когда мальчик настаивал на том, чтобы его постригли в монахи. Евфимий брался в монастыре за любою работу и находил духовную радость в строгом посте. Он просил у игумена Дионисия разрешения принимать пищу всего лишь раз в два или три дня, но не получил благословения. И все же юный Евфимий почти не ел - на трапезе он только делал вид, будто вкушает монастырскую еду.
Когда Евфимию исполнилось 36 лет, старец Дионисий именно на него возложил важнейшую миссию – создание нового монастыря в Суздале.
О строительстве монастыря давно думал удельный князь Суздальский, Борис Константинович. Он был известен особым почтением к иноческой братии.
У старца Дионисия он был частым гостем. К нему же князь пришел и за благословением.
Князь Борис:
Отче, хочу обитель духовную устроить на нашей земле и церковь каменную. Думаю, пришло время.
Дионисий:
Что ж, княже, доброе дело. И Господь Бог – нам в этом помощник. Он будет руководить тобой в спасительном начинании. А я, инок смиренный, благословляю тебя в твоих сердечных помыслах.
Князь Борис:
Еще у меня просьба к тебе, Отче. Посоветуй! Кто более всего годен на Божие дело, на строительство обители?
Дионисий:
Есть у меня достойный человек. Хоть и молод, но зрел духовно. Да посуди сам…(зовет) Евфимий! Евфимий!
Евфимий(входит):
Звал, отче?
Дионисий:
Как ни трудно тебе это говорить, … а только пришло время покинуть тебе нашу обитель. Князь Суздальский призывает сослужить ему великую службу, положить жизнь на строительство обители.
Евфимий:
Отче! Не отлучай меня! Не по силам ты мне дело поручаешь. Княже! Доверишь ли ты мне дело, коли я сам в себе сомневаюсь?
Князь Борис:
Отец Дионисий верит в тебя, поверю и я.
Дионисий:
Встань с колен! Не гневи Бога! Иди в путь свой, радуясь, а не скорбя. Устраивай обитель так, как сам живешь, – в строгости и скромности. И Бог будет тебе хранителем и помощником во всем. А Князь Борис и епископ Суздальский поддержат тебя.
Евфимий:
Что ж, тяжко мне покидать тебя, Отче. Но пойду, коли велено. Доверие, твое оправдаю.
Преподобный Евфимий с рвением принялся за строительство храма и монастыря. Вскоре, в 1352 году храм был закончен. Своей красотой и благоле¬пием он вызывал изумление у жителей Суздаля. Князь Борис не пожалел средств на благоустройство, украсил его прекрасны¬ми иконами, снабдил богослужебными книгами, изысканной церковной утварью. Однако славен монастырь был не столько благолепием, сколько скромностью монастырской жизни и строгостью устава.
Монастырь стал одним из крупнейших на русской земле - до трехсот иноков несло здесь послушание. В обители пришлось построить две трапезных – каменную и деревянную, чтобы все могли сесть за стол. При этом монахи придерживались обета молчания и за трапезой, и во время церковной службы. Строго-настрого было запрещено покидать кельи без особой нужды.
Сам Евфимий, хоть и был настоятелем, круглый год ходил в простом тулупе, как в юности, скромно трапезничал. Он своими руками выкопал в монастыре прекрасный колодец, который позже почитался как чудотворный. Евфимий охотно принимал в обители всех страждущих. Любой странник мог найти здесь стол и кров. Преподобный поддерживал бедных деньгами, иной раз выкупал или прощал долги. Но делал это втайне от братии, чтобы иноки не роптали.
Преподобный Евфимий в трудах и молитвах дожил до 88 лет и правил монастырем 52 года. Это были те самые годы, когда Руси, наконец, удалось
сбросить ярмо Ординских ханов. В 1380 году Евфимий с братией день и ночь молились за победу русских дружин на Куликовом поле. Мольбы преподобного защитили Суздаль от хана Тохтамыша. А в 1395 году, уже стариком, Евфимий пережил нашествие Тамерлана и стал свидетелем чуда - икона Божией Матери Владимирской спасла Москву от осады великого хана. В тот день, когда икона была доставлена в Москву, Тамерлана посетило грозное видение сияющей Богоматери с воинами. Тамерлан тут же решил покинуть русские земли.
Евфимий Суздальский был прославлен для общецерковного почитания на Московском Соборе в 1549 году. В 16 веке нетленные мощи Преподобного Евфимия были положены в раку для поклонения и прослыли чудотворными. В наши дни почитание преподобного Евфимия Суздальского является общецерковным.
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












