В 14 веке русские люди страдали от жестоких междоусобных войн, гибли от рук монголов-язычников. Нажива стала главной наградой для воинов, а человеческая жизнь упала в цене. В эти темные времена на Руси люди находили поддержку у христианских подвижников, у таких, как преподобный Сергий Радонежский или святитель Алексий, митрополит Москов¬ский. Духовным отцом, опорой для отчаявшихся людей был и преподобный Евфимий Суздальский.
Преподобный Евфимий стал иноком еще будучи подростком, или как тогда говорили – отроком. Это было большой редкостью, когда мальчик настаивал на том, чтобы его постригли в монахи. Евфимий брался в монастыре за любою работу и находил духовную радость в строгом посте. Он просил у игумена Дионисия разрешения принимать пищу всего лишь раз в два или три дня, но не получил благословения. И все же юный Евфимий почти не ел - на трапезе он только делал вид, будто вкушает монастырскую еду.
Когда Евфимию исполнилось 36 лет, старец Дионисий именно на него возложил важнейшую миссию – создание нового монастыря в Суздале.
О строительстве монастыря давно думал удельный князь Суздальский, Борис Константинович. Он был известен особым почтением к иноческой братии.
У старца Дионисия он был частым гостем. К нему же князь пришел и за благословением.
Князь Борис:
Отче, хочу обитель духовную устроить на нашей земле и церковь каменную. Думаю, пришло время.
Дионисий:
Что ж, княже, доброе дело. И Господь Бог – нам в этом помощник. Он будет руководить тобой в спасительном начинании. А я, инок смиренный, благословляю тебя в твоих сердечных помыслах.
Князь Борис:
Еще у меня просьба к тебе, Отче. Посоветуй! Кто более всего годен на Божие дело, на строительство обители?
Дионисий:
Есть у меня достойный человек. Хоть и молод, но зрел духовно. Да посуди сам…(зовет) Евфимий! Евфимий!
Евфимий(входит):
Звал, отче?
Дионисий:
Как ни трудно тебе это говорить, … а только пришло время покинуть тебе нашу обитель. Князь Суздальский призывает сослужить ему великую службу, положить жизнь на строительство обители.
Евфимий:
Отче! Не отлучай меня! Не по силам ты мне дело поручаешь. Княже! Доверишь ли ты мне дело, коли я сам в себе сомневаюсь?
Князь Борис:
Отец Дионисий верит в тебя, поверю и я.
Дионисий:
Встань с колен! Не гневи Бога! Иди в путь свой, радуясь, а не скорбя. Устраивай обитель так, как сам живешь, – в строгости и скромности. И Бог будет тебе хранителем и помощником во всем. А Князь Борис и епископ Суздальский поддержат тебя.
Евфимий:
Что ж, тяжко мне покидать тебя, Отче. Но пойду, коли велено. Доверие, твое оправдаю.
Преподобный Евфимий с рвением принялся за строительство храма и монастыря. Вскоре, в 1352 году храм был закончен. Своей красотой и благоле¬пием он вызывал изумление у жителей Суздаля. Князь Борис не пожалел средств на благоустройство, украсил его прекрасны¬ми иконами, снабдил богослужебными книгами, изысканной церковной утварью. Однако славен монастырь был не столько благолепием, сколько скромностью монастырской жизни и строгостью устава.
Монастырь стал одним из крупнейших на русской земле - до трехсот иноков несло здесь послушание. В обители пришлось построить две трапезных – каменную и деревянную, чтобы все могли сесть за стол. При этом монахи придерживались обета молчания и за трапезой, и во время церковной службы. Строго-настрого было запрещено покидать кельи без особой нужды.
Сам Евфимий, хоть и был настоятелем, круглый год ходил в простом тулупе, как в юности, скромно трапезничал. Он своими руками выкопал в монастыре прекрасный колодец, который позже почитался как чудотворный. Евфимий охотно принимал в обители всех страждущих. Любой странник мог найти здесь стол и кров. Преподобный поддерживал бедных деньгами, иной раз выкупал или прощал долги. Но делал это втайне от братии, чтобы иноки не роптали.
Преподобный Евфимий в трудах и молитвах дожил до 88 лет и правил монастырем 52 года. Это были те самые годы, когда Руси, наконец, удалось
сбросить ярмо Ординских ханов. В 1380 году Евфимий с братией день и ночь молились за победу русских дружин на Куликовом поле. Мольбы преподобного защитили Суздаль от хана Тохтамыша. А в 1395 году, уже стариком, Евфимий пережил нашествие Тамерлана и стал свидетелем чуда - икона Божией Матери Владимирской спасла Москву от осады великого хана. В тот день, когда икона была доставлена в Москву, Тамерлана посетило грозное видение сияющей Богоматери с воинами. Тамерлан тут же решил покинуть русские земли.
Евфимий Суздальский был прославлен для общецерковного почитания на Московском Соборе в 1549 году. В 16 веке нетленные мощи Преподобного Евфимия были положены в раку для поклонения и прослыли чудотворными. В наши дни почитание преподобного Евфимия Суздальского является общецерковным.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема