
Пятнадцатый век от Рождества Христова. Переломное время мировой истории. Уже тысяча лет прошла с момента падения первого Рима на Западе. К этому моменту на обломках древней империи сложилась уже совершенно иная цивилизация и культура. На востоке же, у самой границы Европы с Малой Азией, все еще стоял Константинополь, последний осколок античности. Но и его со всех сторон окружали враги. Власть императора, когда-то контролировавшего огромные территории и обладавшего несметными богатствами, простиралась лишь на город и его предместья. А в исконно-греческих землях, которыми был и прославленный город Эфес, уже хозяйничали турки-османы.
Империя уже не могла противостоять натиску захватчиков своими силами. Многие вельможи, да и сам император, видели последнюю надежду в Римской Церкви, которая была способна в короткое время собрать войско крестоносцев и отбить османов с византийских земель. Но вот уже более трехсот лет Церковь Первого и Второго Рима была разделена страшным расколом.
В эти годы упадка Византии и суждено было родиться Мануилу Евгенику, будущему Марку, епископу Эфесскому. Семья Марка была знатной. Его отец занимал должность великого сакеллария Константинопольской Церкви, заведовал всеми ее финансовыми делами. Для своего сына он не жалел ни средств, ни времени. Будущий эфесский епископ получил прекрасное для своего времени образование, лучшие учителя Константинополя преподавали ему риторику и математику. Философии же его обучил знаменитый философ-неоплатоник Плифон.
Перед Марком лежала перспектива блестящей придворной карьеры. Сам император Византии Мануил Палеолог приметил его и предложил ему должность советника. Но уже тогда Марк понимал, что ни роскошь двора, ни решение государственных дел не интересуют его. Свободное время он предпочитал проводить в храме или за чтением святоотеческих книг. Вскоре он покидает Константинополь и принимает монашеский постриг в одном из монастырей на Принцевых островах.
Но однажды ему пришлось выйти из затвора, чтобы помочь своим единоверцам и наставить их на путь православной веры.
Впрочем, в те годы Эфес уже не принадлежал Империи. И возведение Марка в архиерейское достоинство имело перед собой очень важную цель. Ученый монах, знающий все тонкости византийской политики, получивший образование у лучших риторов и философов, должен был войти в состав делегации Восточной Римской Империи на соборе, который должен был состояться в Италии, в городе Феррара. Император Мануил надеялся, что глубокие знания и ораторские способности Марка позволят примирить Церковь Рима и Константинополя в этот решающий момент.
Марк отправился в Италию с полной уверенностью, что раскол будет преодолен. Будучи талантливым оратором, с первых дней собора защищал православную веру, и доказывал своим оппонентам их неправоту. Его речи были столь вдохновенными, что невольно напоминали речи древних святителей, направленные против ариан, несториан, монофизитов в годы Вселенских Соборов.
Император сам призвал Марка на собор, но он и не предполагал принципиальности Святителя в вопросах веры. После пламенных речей на Соборе и послания Папе Римскому, Марку угрожал трибунал, но в итоге он был освобожден.
Собор продолжался два года, и по его итогам Ферраро-Флорентийская уния, согласно которой греки принимали догматику Римской Церкви, была подписана.
Под итоговым документом собора не было подписи лишь одного греческого делегата — Марка Евгеника, Митрополита Эфесского.
Когда Марк вернулся в Константинополь, вокруг него собрались те священники и архиереи, которые не поддержали унию.
Вскоре святитель удалился на свою кафедру, в захваченный турками Эфес. Там он обращал заблудших, помогал обездоленным, защищал православное население от турецких властей.
Там же он написал и свое окружное послание против Унии, обращенное ко всем верным чадам Церкви, за что впал в немилость императора и даже был арестован.
«Я ухожу из жизни, и ничего не уношу, кроме своего Православия», — говорил перед смертью святитель Марк. В конце жизни он остался один, но остался непобежденным, подобно святителю Иоанну Златоусту. Прошло еще несколько десятилетий, и Константинополь пал под натиском султана Мехмета Завоевателя. Уния не смогла спасти умирающую империю.
А ученики святителя Марка Эфесского в тяжелые годы пленения греческого народа твердо хранили православную веру. Подражая примеру своего учителя, они сохранили верность Христу, и пронесли ее до наших дней.
Поможем создать условия для реабилитации особенных детей

Каждое лето, вот уже больше 7 лет, в лагере «Раздолье» в Ленинградской области происходит удивительное. Дети, которые в силу своих ментальных или физических особенностей не могут полноценно общаться, чего-то не умеют или боятся — обретают здесь уверенность и делают явные успехи в развитии.
Один из подопечных лагеря — Саша, подросток с синдромом Дауна, до прошлого лета был замкнутым, не отходил от мамы. Но после поездки в «Раздолье» всё изменилось. Он поверил в себя, а главное, нашёл друзей. «Наши дети тут меняются. Домой возвращаются повзрослевшими и более самостоятельными. Их приучают ходить в храм, заботиться о близких и беречь всё живое», — рассказывает мама Саши.
Семейный реабилитационный лагерь действует на территории храма Святых Царственных Страстотерпцев, который находится в деревне Раздолье. Интересно, что мамы и папы стремятся сюда не меньше, чем дети. Для взрослых это место, где можно отдохнуть, пока с их особенным ребёнком занимаются специалисты и добровольцы: рисуют, лепят из глины и проводят развивающие игры. Здесь родители получают духовную и психологическую помощь.
Этим летом руководитель проекта священник Борис Ершов и его команда ждут в Раздолье больше тридцати семей с детьми, у которых есть особенности здоровья. Однако сейчас отцу Борису нужно срочно решить три бытовые проблемы: починить систему септиков, расширить колодец с питьевой водой и дополнить нужным оборудованием кухню. Пока здешние ресурсы рассчитаны на крайне малое количество людей. А поддержка нужна многим.
Новые колодцы отец Борис уже приобрёл сам, но в остальном ему необходима помощь. Поддержать семейный реабилитационный лагерь в Ленинградской области можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Детство и юность святителя Тихона (Беллавина)». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о семье, детстве, юности и начале церковного служения в конце 19го века будущего Патриарха Московского и Всея Руси святителя Тихона Беллавина.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизнь со смыслом». Алексей Шириков и Наталья Кокорина

У нас в гостях были авторы православного просветительского проекта «Жизнь со смыслом» Алексей Шириков и Наталья Кокорина.
Разговор шел о том, как христианство наполняет жизнь смыслом, а также о том, как современному человеку можно интересно и доступно рассказывать о православной вере и помогать с пониманием входить в церковную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер