На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. В одной руке он держит опущенный меч, в другой — макет города. Это князь-созидатель. Опущенный меч символизирует миролюбие и в то же время готовность дать отпор врагам. Именно таким мы знаем князя Ярослава по его житию.
1019 год от Рождества Христова. Неспокойно на Руси. Вот уж третий год после смерти великого князя Владимира идет между его сыновьями борьба за власть. Сначала захватил престол Святополк, убив своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава. Княживший в Новгороде Ярослав не стал дожидаться, пока его настигнет судьба братьев, пошел с новгородской ратью на Киев, сверг братоубийцу и сел в Киеве князем.
Через два года Святополк с войском своего тестя, польского короля Болеслава, изгнал Ярослава и во второй раз стал князем киевским. Однако Ярослав не сдался и снова собрал войска. На реке Альте, в том самом месте, где по приказу Святополка был убит Борис, сошлись два брата в третий раз. На стороне Ярослава – новгородская рать и войско варягов, на стороне Святополка – племена печенегов.
В этот раз Ярослав окончательно победил противника. Его коварный брат бежал, бросив свои войска, и вскоре умер в далекой Богемии. В истории и в памяти поколений он остался под именем Святополка Окаянного, предателя и братоубийцы. Ярослав же, став князем киевским, продолжил дело своего отца, князя Владимира.
Больше всего он хотел, чтобы Русь по славе своей и величию сравнилась с Византией. Поддерживала его в этом и жена Ингигерда, дочь короля Швеции.
Ярослав:
- Построю храмы как в Византии, даже лучше. Пусть Киев славится верой и ученостью.
Ингигерда:
- Но князь, муж мой, разве возможно Киеву быть как Константинополь?
Ярослав:
- А вот и посмотрим. Святую Софию построю, Золотые ворота, храмы покровителей наших с тобой Святого Георгия и Святой Ирины. Соберу писцов, пусть переводят с греческого на славянский, чтобы люди православной вере учились.
Ингигерда:
- Хочу тогда, чтобы и женский монастырь в Киеве был.
Ярослав:
- Ишь, что придумала. Нет ведь у нас монастырей.
Ингигерда:
- Так и храмов таких, как ты задумал, пока нет. Будут храмы - будут и монастыри. Сам же говоришь, что надо как в Константинополе.
Ярослав:
- Что ж, пусть будет так, если есть на то воля Божья.
Князь Ярослав исполнил задуманное. Не только в Киеве, но и в других городах выросли храмы, возведенные и расписанные под руководством греческих мастеров. Приглашенные из Византии певчие научили русских церковным песнопениям. На митрополичью кафедру впервые взошел русский, а не константинопольский архипастырь.
Появились первые русские мужские монастыри: Юрьев в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. А при храме святой Ирины в Киеве возник первый женский монастырь.
«Князь Владимир крещением Русь вспахал, а Ярослав книжными словами ее засеял», - говорит летопись. Благоверный князь не жалел денег на переписывание и перевод книг. Эти рукописи хранились в библиотеке, открытой при Софийском соборе для общего пользования. Заботился Ярослав и о том, чтобы духовенство обучало детей грамоте, а в Новгороде по его приказу была открыта первая большая школа.
Прославился князь и как законодатель. При нем появился первый на Руси Церковный Устав и письменный сборник законов «Русская Правда».
Своих дочерей Ярослав выдал за королей - польского, венгерского и французского. Сыновей женил на иностранных принцессах. Русь больше не воевала с соседями, поскольку была связана с ними родственными узами.
Народ так чтил Ярослава за его деятельность, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».
Он прожил долгую жизнь, а, умирая, оставил своим сыновьям такое напутствие: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Скончался Ярослав Мудрый в праздник Торжества Православия. Годы его правления – это не только период расцвета Киевской Руси, но и время окончательной победы Православия над язычеством на русской земле.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие города в Древней Руси». Анастасия Федорина
У нас в студии была научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Анастасия Федорина.
Разговор шел об истории развития древнерусского города и его окрестностей на примере Владимира и Суздаля, как формировались и росли большие села и какое место в жизни людей играли храмы и монастыри.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем читать с конца к началу, или как появились палиндромы
С тех пор как появилась письменность, человек смог не только слышать, но и видеть слово. И тогда он заметил, что существует интересное явление: слова можно читать не только вперёд, но и назад. Например, «топот», «шалаш или «тут как тут». Человек удивился и назвал это «палиндром», в переводе с греческого «бегущий обратно». Синоним его — русское слово перевёртыш.
Одним из самых древних считается палиндром, найденный при раскопках древнеримского города Геркуланума. Это фраза на латыни «сатор арэпо тэнет опэра ротас», что означает «Сеятель Арэпо управляет плугом». Удивительно в нём не только то, что можно прочесть всю фразу наоборот. Оказывается, если все 5 слов написать одно под другим, то получится прямо-таки волшебный квадрат: в нём предложение можно прочесть в разных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
Палиндром вошёл в европейскую литературу уже в средние века. А в России начиная с XVIII века тоже стали увлекаться искусством составления перевёртышей. Например, знаменитая фраза из сказки про Буратино: «А роза упала на лапу Азора» — принадлежит авторству поэта Афанасия Фета. Расцвет палиндрома пришёлся на XX век. Поэт Велимир Хлебников первый в России сочинил целое стихотворение-палиндром и назвал его Перевертень. Придумывали перевёртыши и литераторы Валерий Брюсов, Владимир Набоков, Андрей Вознесенский и многие другие.
Королём русского палиндрома считается поэт Дмитрий Авалиани. Его авторству принадлежат десятки палиндромов. Есть шутливые, а есть и с глубоким смыслом. Вот, например: «Лира цвела, а лев царил», «Я или суетен, или не те усилия?»
Придумывать перевёртыши — занятие сложное, но увлекательное и полезное. Оно помогает увидеть графику слова, развивает чувство языка. А ещё с ними можно поиграть на досуге. Например, предложите друзьям такую загадку: что скрыто во фразе «кит на море романтик». Как думаете, догадаются?
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова