На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. В одной руке он держит опущенный меч, в другой — макет города. Это князь-созидатель. Опущенный меч символизирует миролюбие и в то же время готовность дать отпор врагам. Именно таким мы знаем князя Ярослава по его житию.
1019 год от Рождества Христова. Неспокойно на Руси. Вот уж третий год после смерти великого князя Владимира идет между его сыновьями борьба за власть. Сначала захватил престол Святополк, убив своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава. Княживший в Новгороде Ярослав не стал дожидаться, пока его настигнет судьба братьев, пошел с новгородской ратью на Киев, сверг братоубийцу и сел в Киеве князем.
Через два года Святополк с войском своего тестя, польского короля Болеслава, изгнал Ярослава и во второй раз стал князем киевским. Однако Ярослав не сдался и снова собрал войска. На реке Альте, в том самом месте, где по приказу Святополка был убит Борис, сошлись два брата в третий раз. На стороне Ярослава – новгородская рать и войско варягов, на стороне Святополка – племена печенегов.
В этот раз Ярослав окончательно победил противника. Его коварный брат бежал, бросив свои войска, и вскоре умер в далекой Богемии. В истории и в памяти поколений он остался под именем Святополка Окаянного, предателя и братоубийцы. Ярослав же, став князем киевским, продолжил дело своего отца, князя Владимира.
Больше всего он хотел, чтобы Русь по славе своей и величию сравнилась с Византией. Поддерживала его в этом и жена Ингигерда, дочь короля Швеции.
Ярослав:
- Построю храмы как в Византии, даже лучше. Пусть Киев славится верой и ученостью.
Ингигерда:
- Но князь, муж мой, разве возможно Киеву быть как Константинополь?
Ярослав:
- А вот и посмотрим. Святую Софию построю, Золотые ворота, храмы покровителей наших с тобой Святого Георгия и Святой Ирины. Соберу писцов, пусть переводят с греческого на славянский, чтобы люди православной вере учились.
Ингигерда:
- Хочу тогда, чтобы и женский монастырь в Киеве был.
Ярослав:
- Ишь, что придумала. Нет ведь у нас монастырей.
Ингигерда:
- Так и храмов таких, как ты задумал, пока нет. Будут храмы - будут и монастыри. Сам же говоришь, что надо как в Константинополе.
Ярослав:
- Что ж, пусть будет так, если есть на то воля Божья.
Князь Ярослав исполнил задуманное. Не только в Киеве, но и в других городах выросли храмы, возведенные и расписанные под руководством греческих мастеров. Приглашенные из Византии певчие научили русских церковным песнопениям. На митрополичью кафедру впервые взошел русский, а не константинопольский архипастырь.
Появились первые русские мужские монастыри: Юрьев в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. А при храме святой Ирины в Киеве возник первый женский монастырь.
«Князь Владимир крещением Русь вспахал, а Ярослав книжными словами ее засеял», - говорит летопись. Благоверный князь не жалел денег на переписывание и перевод книг. Эти рукописи хранились в библиотеке, открытой при Софийском соборе для общего пользования. Заботился Ярослав и о том, чтобы духовенство обучало детей грамоте, а в Новгороде по его приказу была открыта первая большая школа.
Прославился князь и как законодатель. При нем появился первый на Руси Церковный Устав и письменный сборник законов «Русская Правда».
Своих дочерей Ярослав выдал за королей - польского, венгерского и французского. Сыновей женил на иностранных принцессах. Русь больше не воевала с соседями, поскольку была связана с ними родственными узами.
Народ так чтил Ярослава за его деятельность, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».
Он прожил долгую жизнь, а, умирая, оставил своим сыновьям такое напутствие: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Скончался Ярослав Мудрый в праздник Торжества Православия. Годы его правления – это не только период расцвета Киевской Руси, но и время окончательной победы Православия над язычеством на русской земле.
Икона Божией Матери «Тучная Гора»

Название иконы Божией Матери «Тучная гора» восходит к библейским пророчествам о тайне Боговоплощения. О камне, без участия человека отсечённом от горы и поразившем истукана, говорит в своей книге пророк Даниил. Так образно древний праведник описал появление на свет Спасителя. Чудесно рождённый от Пречистой Девы Иисус Христос вывел людей к свету Богопознания.
Тучную – то есть плодородную гору воспевает в одном из своих произведений и автор Псалтыри, царь Давид. Богословы видят в словах псалмопевца символ, олицетворяющий Пречистую Деву. В своём целомудренном смирении перед волей Божией Она достигла небывалой прежде высоты, уподобилась горе. А плодом Её добродетелей стало Рождество Богочеловека.
Библейские строки вдохновили неизвестного русского иконописца семнадцатого века на создание иконы «Тучная гора». Он изобразил на ладони Божией Матери гору с возвышающимся на ней храмом. Образ хранился в одном из монастырей Твери, а затем был подарен горожанину Косме Волчанинову. Он получил награду за то, что качественно отремонтировал со своей артелью монастырские помещения.
Волчанинов отнёсся к подарку с благоговением. Но после смерти Космы святыню унаследовал его внук, которому было чуждо благочестие. Он распорядился убрать икону «Тучная гора» на чердак. Этот человек был известен жестокостью. Свою жену он довёл до отчаяния. Несчастная встретила на улице некоего монаха, который призвал помолиться Богородице перед иконой «Тучная гора». Таинственный собеседник стал невидим после разговора. Женщина обо всём рассказала мужу, и его сердца коснулось сострадание. Он повелел вернуть с чердака чудотворный образ и пригласил священника отслужить молебен Божией Матери. С тех пор в семье воцарился мир.
Образ «Тучная гора» хранился в доме Волчаниновых до середины девятнадцатого века. Затем святыню передали в Тверской храм Смоленской иконы Божией Матери. После революции 1917 года эту церковь закрыли и разрушили безбожники. Образ Богородицы «Тучная гора» был утрачен. Но в Твери сохранился чудотворный список старинной иконы. Перед ним можно помолиться в Вознесенском соборе.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Огневидная»

Икона Божией Матери «Огневидная» от других отличается красными оттенками, в которых изображены лик и одежды Пречистой Девы. Изначально образ не имел этой особенности и назывался «Кафрептис», что переводится с греческого как «Отображение» или «Зеркало». Такое имя автор — византийский иконописец шестого века, присвоил иконе не случайно. Он подчеркнул, что в душе Богородицы отобразились черты, присущие Богу — милосердие, смирение, чистота.
В девятом столетии к власти в Константинополе пришёл император-иконоборец Феофил. Нечестивый царь повелел бросить икону «Кафрептис» в костёр. Но она не сгорела! Лишь изображение приобрело красный оттенок. Уцелевшая в огне святыня стала собственностью одного из константинопольских аристократов. Желая послужить Богу, он под видом нищего странника отправился на Афон. Подвижник взял с собой икону Царицы Небесной. На Святой горе он принял постриг с именем Павел и основал монастырь в юго-западной части полуострова. В дальнейшем монах был прославлен в лике святых, и обитель получила его имя. Икона Божией Матери «Кафрептис» поныне остаётся одной из главных святынь афонского монастыря Преподобного Павла.
Подвижники Святой горы создали немало списков образа Божией Матери «Отображение». Иконописцы воспроизводили красные оттенки, полученные иконой в огне в девятом веке. Созданные на Афоне изображения распространились по всему православному миру. В восемнадцатом веке они появились и в России. В народе икону за необычный цвет стали называть «Огневидной». После этого образ получил новое богословское прочтение. Смысл изображения оказался созвучен словам молитв, в которых Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Огневидной Колесницей Бога».
В восемнадцатом веке в России была создана икона с надписанием «Огневидная». Церковь учредила празднование образа 10 февраля — по новому стилю это 23-е число. Сегодня один из самых древних списков «Огневидной» иконы хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Владимирская Оранская икона Божией Матери

В 1629 году нижегородский дворянин Пётр Глядков тяжело заболел. Собрав последние силы, он совершил паломничество в Москву, в Успенский собор Кремля, к Владимирской иконе Божией Матери. Пётр Андреевич помолился у чудотворного образа и исцелился. Он попросил разрешения у настоятеля Успенского храма, протоиерея Кондрата, сделать список Владимирской иконы. Священник благословил, и вскоре иконописец Григорий Чёрный выполнил заказ дворянина.
Новая икона существенно отличалась от первообраза. По нижнему краю на списке Григорий Чёрный запечатлел девять небесных покровителей семьи Глядковых. Петр Андреевич увёз святыню в своё имение под Нижним Новгородом. Здесь в 1634 году, в один из дней Великого поста, Глядков получил во сне повеление Божией Матери построить церковь в честь Владимирской иконы.
Рано утром, ещё затемно, помещик отправился осмотреть своё имение в поисках подходящего места для строительства. Он увидел свет на высоком холме близ места, называемого Орано поле. Пётр Андреевич решил, что это люди греются у костра. Но поднявшись на гору, не нашёл там никого. Лишь высокий столб света поднимался к небу.
Глядков рассказал о происшествии патриарху Иоасафу. И по благословению Святейшего построил церковь на горе возле Орана поля. При храме образовался монастырь. Петр Андреевич принял в нём постриг с именем Павел. Список Владимирской иконы Божией Матери кисти Григория Чёрного стал главной святыней обители. По месту пребывания образ стал называться Оранским.
Святыня прославилась чудесами. И когда 1771 году в Нижнем Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, епископ Феофан благословил обойти город с Оранской иконой Небесной Заступницы. Напасть отступила! С тех пор нижегородцы ежегодно совершали молитвенное шествие с иконой от Оранского монастыря до губернской столицы. Традиция прервалась лишь после революции 1917 года, когда безбожники закрыли обитель.
Чудотворный образ многие годы хранился в фондах Нижегородского историко-архитектурного музея. А в 2008-ом вернулся в родной монастырь, который вновь стал действующим! Возобновились и крестные ходы с Оранской иконой Божией Матери. Традиционное шествие совершается каждый год в первой половине июня. Все остальное время чудотворный образ пребывает в Оранском Богородицком монастыре.
Все выпуски программы Небесная Заступница