
В одном городе случилась долгая и сильная засуха. Священник созвал жителей в храм, чтобы помолиться о дожде. Народ собрался, и все стали смеяться над одним маленьким мальчиком: он пришёл на молебен… с зонтиком. Люди говорили: «Зачем ты притащил зонт? Ведь давно засуха!» А ребёнок, удивлённый этими насмешками, отвечал: «Но мы же пришли сюда молиться о дожде!» Эту любопытную историю об искренней вере, и ещё сто увлекательных маленьких рассказов на самые разные темы читатель найдёт в книге под названием «Жил человек… Сборник христианских притч и сказаний», который вышел в издательстве «Никея».
Его составитель — писательница Ольга Клюкина. Она провела большую исследовательскую работу, изучила массу источников и подобрала самые интересные, доходчивые и яркие притчи — короткие иносказательные поучительные рассказы. Во все времена люди искали в притчах духовного совета и наставлений. Мудрые и простые, притчи преподают уроки здравого смысла, несут в себе доброту и любовь. В них собрана мудрость многих поколений.
В предисловии к сборнику читателям предлагается небольшой, но познавательный экскурс в историю притчи как древнейшего жанра словесности, широко представленного ещё в Священном Писании. Будет интересно проследить влияние притчи на русскую литературу с древних времён до современности.
Сами же притчи в книге «Жил человек…» разделены на тематические главы: о вере и неверии, о молитве и Промысле Божьем, о грехе и покаянии, о милосердии, скупости и богатстве, о гордости и смирении, о любви, доброте и прощении. Эти занимательные истории легко и приятно читать, в них есть добрый и тонкий юмор, мудрость и неожиданно простые и логичные ответы на сложные вопросы. Как, например, в притче о потерпевшем кораблекрушение и аборигенах. Человека выбросило на затерянный остров, где обитало неизвестное ему племя. Местные жители оказались гостеприимным, и к тому же — христианами. Вождь пригласил спасшегося человека на трапезу, где у них зашёл разговор о пользе цивилизации. Гость рассказал вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова, но посетовал, что глубокая вера помешает племени идти в ногу с прогрессом. Вождь покачал головой и ответил: «Да… В былые времена мы без разговоров зажарили бы тебя на ужин. Так ты действительно считаешь, что нам стоит отменить христианство?»
Читая притчи из сборника «Жил человек…», наполненные простой и близкой каждому житейской моралью и глубокой духовной мудростью, невольно задумываешься о собственной жизни. И, кажется, начинаешь понимать, что нужно в ней менять.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема