Собрались поздней осенью птицы на опушке леса, чтобы в теплые края лететь. Долго они друг с другом перекликались, пересчитывались, только и слышно было:
— Все ли тут? Тут ли все? Чьих-чьих нет?
Все птицы были на месте, кроме глухаря. Приказал орёл молодой тетёрке срочно его позвать. Полетела тетёрка в чащу леса, видит: глухарь сидит на высоком кедре и орехи из шишек лущит.
— Уважаемый глухарь! — обратилась к нему тетёрка. — Мы все хотим в теплые края лететь. Тебя одного уже неделю ждем.
— А куда спешить? — отвечает глухарь. — Смотри, сколько в лесу ещё кедровых орехов осталось! Бросать их, что ли?
Тетёрка вернулась на опушку леса и сказала орлу, что глухарь задерживается, потому что перед дорогой хочет ещё подкрепиться.
Подождал несколько дней орёл и послал за глухарём ястреба. Полетел тот в лесную чащу и стал кружиться над кедром, на котором глухарь сидел.
— Эй, сколько можно тебя ждать? — окликнул его ястреб. — Мы уже и так из-за тебя порядком припозднились!
— Погляди, сколько ещё в лесу осталось орехов, — ответил глухарь. — Я их не собираюсь ненасытным белкам оставлять, лучше все сам съем.
Вернулся ястреб на поляну и рассказал к птицам, что жадный глухарь никуда лететь не собирается, пока все шишки в лесу не перелущит.
— Про таких говорят: всё съесть не могу, а оставить жаль, — рассердился орёл, махнул крылом, поднял стаю и повёл её в тёплые края.
Из всех птиц один глухарь в лесу зимовать остался.
Долго он ещё сидел на вершине кедра и громко клювом скрипел, выбирая орехи из шишек, пока не почувствовал: ни одного зёрнышка больше съесть не может. Хоть и жалко ему было кедровые орешки белкам оставлять, да пришлось остановиться.
Попробовал глухарь с ветки взлететь —не получается! Очень уж он отяжелел от обжорства, неповоротливым стал. Кое-как перебрался глухарь с ветки на ветку, шлёпнулся на землю и поплёлся к лесной опушке.
Смотрит — а на поляне уже нет никого, все птицы на юг улетели.
Говорят, с той самой поры у глухарей от слёз глаза и брови сделались красными. Обидно им, что когда-то они умели как другие птицы в небе парить, а теперь только на маленькие расстояния по земле перелетают, да и то низко, тяжело, с большим шумом. Не могут больше глухари на высокие кедры взлетать, и уж тем более с другими птицами зимой на юг отправляться. От непомерной жадности ещё и не такое случается!
Хорошо, что белки оказались не злопамятными и часто бросают вниз с деревьев шишки, чтобы глухари зимой не голодали.
(по мотивам эвенской народной сказки)
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







