"АВВА, Аввы – родительный падеж единственного числа, мужского рода. От сирского авва – «отец». Форма уважительного обращения к игумену, духовному наставнику, старцу.
«Данила спросил: - Как твое имя, авва? – Имя мое «грешник», - отвечал старичок, - но не тревожь себя разговором, укрепись, и тогда побеседуем». Николай Лесков. Легенда о совестном Даниле.
Авва Отче. Фразеологизм, устойчивое сочетание, формула речевого этикета; оба слова с прописной буквы. Обращение к Богу.
«На меня наставлен сумрак ночи / Тысячью биноклей на оси. / Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси». Борис Пастернак. Гамлет."
…Я мог бы легко положить по закладке на каждой странице этой книги, а то и по нескольку закладок кряду, – потому что книга эта – словарь. Словарь православной лексики в русской литературе 19-го – 20-го веков для учащихся пятых-одиннадцатых классов. Обычный московский школьник только что прочитал нам самую первую статью, относящуюся к самой первой букве русского алфавита. Подвижническое деяние, предпринятое Институтом русского языка Российской Академии наук переоценить, я думаю, невозможно.
Когда-то адаптируя для школьников (в трудные для нашей церкви шестидесятые годы) избранные библейские рассказы, – писатель и редактор книги «Вавилонская башня» Корней Чуковский, – объяснял в предисловии, что такая книга необходима, например, для того, чтобы советские школьники могли свободнее ориентироваться в музеях изобразительного искусства. Рассматривая мировую живопись, многие сюжеты которой отсылают зрителя к Книге книг – им многое стало бы понятно.
Конечно же, та «Вавилонская башня» была выпущена из печати уже только в новом, более свободном времени.
С тех пор, казалось бы, многое изменилось. Но на самом деле, проблема остается. Наши обычные сегодняшние школьники (сужу и по своим детям) пока еще слабо представляют себе значения слов и устойчивых сочетаний, употребительных в церковном обиходе, путаются в именах и названиях, – и из-за всего этого зачастую лишены возможности получать радость и знание от шедевров отечественной словесности.
Теперь им будет гораздо легче. От первой до самой последней буквы.
"ЯСЛИ, родительный падеж – Яслей, употребляется во множественном числе. Кормушка для скота, прикрепляемая наклонно к стене.
По евангельскому рассказу, новорожденного Иисуса Дева Мария положила в ясли, так как в гостинице им не было места.
«Сын бедного сельского причетника, родился на соломе, в хлеву, как оный Младенец в яслях вифлеемских». Дмитрий Мережковский. Александр Первый."
Из моих очень личных, очень непосредственных впечатлений, так я доложу вам: читая в школьном словаре православной лексики в русской литературе 19-го – 20-го веков бесконечные цитаты-примеры из книг двух столетий, – не мог не подивиться: какая же – воспользуюсь старинным словом – осиянная была у нас литература! Высвеченная библейским, евангельским, Божественным словом. Понадеемся, что и сегодня он не уйдет из нее, что она сумеет его сберечь.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема