«Остановимся на минуту, оглянемся на два-три истекших десятилетия. Какие поучения, какое руководство мог почерпнуть наш несчастный учитель из примера высших, образованных классов, из общения с ними, повторяю, не-сравненно более влиятельного, чем всякое школьное учение? Укрепление в вере и в добрых нравах? Нельзя не согласиться, что такой ответ был бы смешон, по редкости случаев, в коих он соответствовал бы истине. Яркая сигнатура ближайшего прошлого, это – в сфере умственной, вялый скептицизм, терпящий неслыханные глумления над всеми идеалами, в том числе и религиозными, и забавляюшийся этими глупостями; в сфере нравственной – торжество похоти и в области семейной, и в области имущества и власти. Да сохранит нас Бог видеть только в этом все содержание доживаемой нами эпохи. Были и есть течения другие, но скрытые и робкие…»
Это было чтение из книги статей и писем великого русского подвижника, педагога и учёного, вдохновителя движения церковно-приходских школ в России Сергея Александровича Рачинского, чья жизнь началась еще в пушкинские времена, а закончилась в самом начале века двадцатого. Составленная Ириной Ушаковой, книга называется «Из доброго сокровища сердца своего…», фрагмент из «Заметок о сельских школах» (1883-го года) читал нам Владимир Спектор.
Согласимся, то что мы слышали, написано словно бы сегодня, в наши, вот в эти быстротекущие, беспокойные дни, – когда всякое конкретное проявление духовного отношения к делу (в данном случае – преподавания детям основ знания и нравственности) воспринимается нами с чувством исключительности, как некая экзотика и абсолютный подвиг. А ведь речь-то – о нормативном, обыденном.
Куда там! Мы жадно ловим проявления этого подвижничества, чудом просачивающиеся в наши пресловутые СМИ, мы запоминаем имена этих наших современников, сельских и городских учителей, на каком бы конце страны они не жили и по-детски мечтаем о сокращении разделяемого нас географического пространства: не переехать ли, не переманить ли? И бесконечно недоумеваем малости этих проявлений. А ведь то же было и сто тридцать лет тому назад.
«Почему же эти течения так слабы и смутны, эти чистые люди так бездеятельны и робки, эти добрые дела так разрозненны и скудны? Почему не на этих делах, не примером этих людей, воспитываются наши подрастающие поколения, почему не эти течения овладевают жизнью нашего общества, нашей школы, а дают себя чувствовать лишь изредка, когда грянет гром? Кто в этом виноват?
Виновен в этом всякий из нас, и я, пишущий эти строки, и вы, мой благосклонный читатель. Жестоко слово сие, но еще жесточе другое слово, из него вытекающее. Мы должны стать иными людьми.
Подождите смеяться. Высказанное мною о школе начальной разве не приложимо в мере несравненно сильнейшей, в квадрате и кубе, к школе средней и высшей, к той школе, в коей воспитываются ваши собственные дети? Результаты налицо…»
Вы слышали? Этот собеседник и друг Толстого и Чайковского, уроженец польского рода, издавна служившего России, человек множества талантов, педагог и поборник трезвости, удалившийся трудиться в провинцию от научных столичных успехов, – обращается и на себя? Находит силы спохватываться?
…Да потому что всегда и во всем он уповал на благодать Божью и промысел. То стекло, через которое смотрел на мир раб Божий Сергий, конечно, как и у всех нас (вспомним апостола!) – было тусклым, но зоркость внутреннего взгляда упорно рассеивала, судя по статьям и письмам подвижника, эту замутнённость.
Рассеивала словно бы вопреки косности падшей человеческой природы.
«Да простит меня читатель. Течение мысли увлекло меня слишком далеко. Сельскому учителю не пристало заглядываться на горизонты, столь обширные. Но ведь и в самой скромной сельской школе есть окна, и поневоле иногда их откроешь, чтобы взглянуть на мир Божий, чтобы освежиться после зимних трудов, чтобы набрать сил к близкой осени... Обещаюсь вперед быть скромнее и говорить лишь о том тесном мире, в коем я живу и действую.
Господи, мысль мою Твоим смирением сохрани!»
«…Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений…» – писал государь Николай II – Рачинскому. Живым образцом.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица