Николай Чуковский. «Водители фрегатов» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Чуковский. «Водители фрегатов»

* Поделиться

img1338630620«Два знаменитых русских мореплавателя. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, подружились еще в морском кадетском корпусе.
В царствование Екатерины II морской кадетский корпус, где учились мальчики, из которых готовили военных моряков, находился в Кронштадте. Крузенштерн был старше Лисянского почти на три года, но эта разница в возрасте нисколько не мешала им дружить. Их объединяла одна общая мечта: они оба мечтали совершить кругосветное путешествие…»

Этими словами начинается третья часть книги писателя Николая Чуковского «Водители фрегатов». Название части такое: «Россия выходит в океаны», – и вы только что слышали, каким мореплавателям она посвящена.
Читал Денис Некрасов.
Николай Корнеевич Чуковский начал писать об отважных открывателях новых земель и исследователях океанов ещё в конце 1920-х годов. Именно тогда одна за другой начали выходить – «Капитан Джеймс Кук», «Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза», книжка о Крузенштерне.
А в первый военный год из печати вышел большой сборник повестей о великих мореплавателях, знаменитые «Водители фрегатов».
В нашей домашней библиотеке два издания: свежее, начала нового века, и – послевоенное, доставшееся от бабушки. Взяв книгу в руки, я вижу, что выпущена она Военным издательством Министерства вооруженных сил страны, в верхней части титула замечаю гриф: «Библиотека нахимовца».
Вот он то и подвиг меня, признаюсь, положить сюда свои закладки.
Я вспомнил, что недавно в Севастополе восстановили историческое название Высшего военно-морского училища, которому вернули имя адмирала Нахимова. Интернет-энциклопедия рассказала, что нахимовские училища были созданы во время Великой Отечественной войны, что из трех, бывших на территории Советского Союза, ныне живо Ленинградское (то есть Санкт-Петербургское), – чьи ребята ныне участвуют в парадах Победы.
…Вернусь к первой закладке, к мальчикам-кадетам Ивану и Юрию. Какая мечта их объединяла? «Кругосветка». И я опять смотрю на гриф старого издания, смущенно спрашивая себя: а будут ли когда-нибудь ещё в нашей истории такие вот мальчики, с подобными мечтами, с похожим жизненным путём? Будут ли они терпеливы, мудры и отважны в тяготах своего повседневья? Кстати, обрусевший немец Иван Федорович Крузенштерн создал позднее «Атлас Южного моря» и долго директорствовал в морском кадетском корпусе.
«Библиотека нахимовца».
Вернутся ли подобные грифы на русские книжки? Нужно ли это всё ?
К счастью, судя по регулярным переизданиям (даже и в аудиоформатах), – «Водители фрегатов» Николая Чуковского, книга, которая по словам Вениамина Каверина «будит мысль и тревожит воображение», эти увлекательные повести о моряках, от которых, действительно, нельзя оторваться, – востребованы и любимы.
Загляну-ка я, как в детстве, в самый конец повествования о наших капитанах.
Итак, все приключения, подвиги и смертельные опасности позади, два корабля-собрата после трехлетних странствий идут из Китая – через Индийский океан – домой, в Балтику (а по дороге один из них ставит и дополнительный рекорд)…

«…Несмотря на то что путь, выбранный Крузенштерном, был значительно длиннее, чем путь, выбранный Лисянским, «Надежда» не очень отстала от “Невы”. В Кронштадт “Нева” пришла 5-го, а “Надежда” – 19 августа 1806 года.
Так закончилась эта блестящая экспедиция. Два русских корабля, управляемые русскими моряками, впервые совершили плавание вокруг земного шара. Значение плавания “Надежды” и “Невы” в истории русского флота трудно переоценить. Всему миру доказало оно высокие качества русского моряка. Оно вывело русский флот на простор океанов. Вслед за “Надеждой” и “Невой” по проложенным ими путям чуть ли не каждый год стали совершать кругосветные плавания корабли под русским флагом».

Между прочим, в предисловии к своим «Водителям фрегатов» писатель Николай Чуковский, употребил старинное слово «бесстрашие», которого, согласимся, друзья, остро не хватает в нашем нынешнем, сухопутном обиходе.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем