«Два знаменитых русских мореплавателя. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, подружились еще в морском кадетском корпусе.
В царствование Екатерины II морской кадетский корпус, где учились мальчики, из которых готовили военных моряков, находился в Кронштадте. Крузенштерн был старше Лисянского почти на три года, но эта разница в возрасте нисколько не мешала им дружить. Их объединяла одна общая мечта: они оба мечтали совершить кругосветное путешествие…»
Этими словами начинается третья часть книги писателя Николая Чуковского «Водители фрегатов». Название части такое: «Россия выходит в океаны», – и вы только что слышали, каким мореплавателям она посвящена.
Читал Денис Некрасов.
Николай Корнеевич Чуковский начал писать об отважных открывателях новых земель и исследователях океанов ещё в конце 1920-х годов. Именно тогда одна за другой начали выходить – «Капитан Джеймс Кук», «Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза», книжка о Крузенштерне.
А в первый военный год из печати вышел большой сборник повестей о великих мореплавателях, знаменитые «Водители фрегатов».
В нашей домашней библиотеке два издания: свежее, начала нового века, и – послевоенное, доставшееся от бабушки. Взяв книгу в руки, я вижу, что выпущена она Военным издательством Министерства вооруженных сил страны, в верхней части титула замечаю гриф: «Библиотека нахимовца».
Вот он то и подвиг меня, признаюсь, положить сюда свои закладки.
Я вспомнил, что недавно в Севастополе восстановили историческое название Высшего военно-морского училища, которому вернули имя адмирала Нахимова. Интернет-энциклопедия рассказала, что нахимовские училища были созданы во время Великой Отечественной войны, что из трех, бывших на территории Советского Союза, ныне живо Ленинградское (то есть Санкт-Петербургское), – чьи ребята ныне участвуют в парадах Победы.
…Вернусь к первой закладке, к мальчикам-кадетам Ивану и Юрию. Какая мечта их объединяла? «Кругосветка». И я опять смотрю на гриф старого издания, смущенно спрашивая себя: а будут ли когда-нибудь ещё в нашей истории такие вот мальчики, с подобными мечтами, с похожим жизненным путём? Будут ли они терпеливы, мудры и отважны в тяготах своего повседневья? Кстати, обрусевший немец Иван Федорович Крузенштерн создал позднее «Атлас Южного моря» и долго директорствовал в морском кадетском корпусе.
«Библиотека нахимовца».
Вернутся ли подобные грифы на русские книжки? Нужно ли это всё ?
К счастью, судя по регулярным переизданиям (даже и в аудиоформатах), – «Водители фрегатов» Николая Чуковского, книга, которая по словам Вениамина Каверина «будит мысль и тревожит воображение», эти увлекательные повести о моряках, от которых, действительно, нельзя оторваться, – востребованы и любимы.
Загляну-ка я, как в детстве, в самый конец повествования о наших капитанах.
Итак, все приключения, подвиги и смертельные опасности позади, два корабля-собрата после трехлетних странствий идут из Китая – через Индийский океан – домой, в Балтику (а по дороге один из них ставит и дополнительный рекорд)…
«…Несмотря на то что путь, выбранный Крузенштерном, был значительно длиннее, чем путь, выбранный Лисянским, «Надежда» не очень отстала от “Невы”. В Кронштадт “Нева” пришла 5-го, а “Надежда” – 19 августа 1806 года.
Так закончилась эта блестящая экспедиция. Два русских корабля, управляемые русскими моряками, впервые совершили плавание вокруг земного шара. Значение плавания “Надежды” и “Невы” в истории русского флота трудно переоценить. Всему миру доказало оно высокие качества русского моряка. Оно вывело русский флот на простор океанов. Вслед за “Надеждой” и “Невой” по проложенным ими путям чуть ли не каждый год стали совершать кругосветные плавания корабли под русским флагом».
Между прочим, в предисловии к своим «Водителям фрегатов» писатель Николай Чуковский, употребил старинное слово «бесстрашие», которого, согласимся, друзья, остро не хватает в нашем нынешнем, сухопутном обиходе.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.