«Уже более сорока лет фигура Павла из Тарса не дает мне покоя. Если быть точным, я заинтересовался ею тогда, когда один из моих друзей заметил: “А ты знаешь, что святой Павел никогда не встречался с Христом?” С тех пор я всегда задавал себе вопросы, когда думал о Павле. Я “встречался” с ним в тех местах, где он когда-то жил, бывал, останавливался, проповедовал иудеям учение Христа, нес Евангелие язычникам, писал свои послания, ставшие фундаментальными источниками христианской доктрины. Я “видел” его, когда он был охвачен ненавистью, когда его бросали в тюрьму, когда его неоднократно бичевали и когда он пережил побивание камнями. Я сначала посетил Эфес, а потом Таре, побывал в Салониках, затем в Иерусалиме. Из этих моих хронологических метаний я вынес впечатление о человеке, бросающем вызов всякому понятию о мере. Я двадцать лет колебался, прежде чем приступил к написанию книги о нем».
Это был фрагмент из книги французского историка Алена Деко под названием «Апостол Павел». Книги, вышедшей у нас в популярной серии «Жизнь замечательных людей». Читал Всеволод Лазутин.
Когда, интернет-раскопки принесли мне сведения о том, кто такой этот Деко, мое уважение и любопытство к нему упрочились.
…Да, он – известный исторический писатель, автор занимательных документальных бестселлеров, бывший министр-депутат, плодовитый публицист. Временами напоминает мне даже этакого французского Радзинского, если под сравнением разуметь посредничество между освоением исторического наследия и «широкими массами населения». К тому же он национальный писатель с общественным темпераментом, достояние республики.
А книга об апостоле получилась интимно-домашней и до стеснительной наивности доверительной. Не потому ли большинство рецензентов отнеслось к ней без энтузиазма? Автор-де – не теолог, не ученый, кто он такой, зачем это всё?
…Может их, действительно, ввела в раздражение некоторая «популярность» письма? Так Деко и не вставал ни на какие богословские котурны. Его догадки – простого «логического свойства», они по-своему простодушны, да и очевидный адресат его произведения находится, скорее, за пределами церковной ограды.
Однако я не представляю себе «обычного» христианина, не богослова, который прочитав книгу внимательно, не отнесся к ней с сочувствием и живым интересом. Вослед за автором замечательного предисловия, писателем Валентином Курбатовым я читал ее именно так.: «Уже более сорока лет фигура Павла из Тарса не дает мне покоя».
Расслышь критики эту фразу – не поменяли бы они свой угол зрения?
Ведь Деко и впрямь доходит вместе с будущим апостолом до Дамаска, доходит в своем воображении, но – доходит! И принимает в сердце отсвет того Божественного огня, который сбил вчерашнего гонителя христиан с ног. Не знаю, догадался ли наш француз, что со своей книгой, что он стал не только просветителем (многие ли не церковные люди знают о жизненном пути, служении и личности Тринадцатого апостола?), – но и своего рода миссионером? Вольные и невольные исповедальные нотки, проявляющиеся ближе к концу его повествования укрепили меня в этой мысли окончательно.
«Павел всегда шел путями духа. Мы видим его, вечного безумца Божьего, проповедующего по всей Азии и Европе о спасении от Того, кто примирит человека с человеком и каждого с самим собой; он разит мечом, когда пишет; он яростен, когда нападают на идеи, которые, Павел в этом уверен, ему преподал Господь. Павел нежен с Филимоном; он в отчаянии, когда пишет галатам; он встревожен, обращаясь к коринфянам. Что бы он ни делал, о чем бы ни думал, он остается человеком. Пришел черед с ним расстаться на страницах этой книги, и я спрашиваю себя: обращался ли я с Павлом, как по-добает? <…> Может, мне следовало попытаться подняться на его высоту, а не низводить его до моей слабости?
Чтобы учение Христа стало религией, был необходим Павел. Павел был апостолом всеобщности христианства. Он сказал: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил” (2 Тим 4:7)».
…И показалось мне, что частичкой служения Господу – в продолжение этого доброго подвига – может стать для кого-то и книжка французского писателя-историка Алена Деко.
«Уловив человека», апостол как будто бы взял и его в свой долгий путь, как взял, покидая Листру, возмужавшего и окрепшего в вере восемнадцатилетнего юношу Тимофея.
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











