Главной святыней древних иудеев был ковчег завета. Так назывался переносной ящик, в котором хранились каменные скрижали с Десятью заповедями. Кроме того, в ковчеге находились чаша с манной — чудесной пищей, которой Господь питал евреев во время путешествия по Синайской пустыне, а также посох Аарона, расцветший на глазах египетского фараона в доказательство всемогущества Единого Бога. Ковчег являлся символом союза Творца с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Господа в Его среде. К ковчегу завета могли прикасаться только иудейские священники. Другим же дотрагиваться до святыни было строго запрещено. Иначе человек мог умереть. Такое печальное событие произошло, например, с Озой, иудеем, нечаянно дотронувшимся до ковчега Завета. Ветхозаветные иудеи очень гордились своей главной святыней, но, к сожалению, ее утратили. Ковчег Завета оказался потерян во время захвата Иерусалима войсками Навуходоносора в шестом веке до Рождества Христова. Господь, однако, не оставил народ избранный и вместо прежнего ковчега даровал ему ковчег духовный. Именно такая мысль содержится в задостойнике — одном из основных песнопений праздника Введения Богородицы во храм Господень. Комментирует священник Антоний Борисов:
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вошел в церковный календарь примерно в 8-9 веках. Несмотря на это, данное торжество по своему статусу ничем не уступает другим важным праздникам — Рождеству Христову, Успению и иным. Молитвенно вспоминая Введение Богоматери в Иерусалимский храм, Церковь говорит нам об одном важном факте. Когда Иерусалимский храм заново отстроили после возвращения из вавилонского плена, его главная часть, Святое, оказалось пустым. Ковчег завета, который должен был там стоять, иудеи утратили. Когда Богоматерь вошла в храм Соломона, то священник Захария впустил Ее во Святое святых. Так Богородица стала духовным ковчегом, вместилищем особой благодати. Вот как об этом говорит задостойник Введения: «Пусть одушевленного Божия Ковчега отнюдь не касается рука непосвященных, но уста верных не умолкая, воспевая возглас Ангела, в радости Богородице да взывают: "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"»
Задостойник Введения поется на Литургии в день праздника. Время его исполнения наступает после того, как священник благословит хлеб и вино в таинстве Евхаристии. В этот момент они становятся Телом и Кровью Христовыми. Прославляя затем Богоматерь словами задостойника, Церковь указывает, что благодаря Деве Марии Христос Спаситель родился в нашем мире и совершил Свой искупительный подвиг. Давайте послушаем задостойник праздника Введения Богородицы во храм в исполнении хора «Достойно есть».
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Константин Ветренко, Андрей Якунин
Гостями программы «Делатели» были руководитель хабаровской общественной организации «Милосердие» Константин Ветренко и руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Андрей Якунин.
Мы говорили о помощи бездомным и людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели