Сколько же всего в названии этого города?! Солнце, горы, море, красота, здоровье, радость… Всё это – Ялта. А ещё ко всему – богатая история города.
Она начинается в VI-V веках до Рождества Христова, когда на территории будущей Ялты поселились древние тавры.
Первое упоминание о Ялте датируется 1154 годом и принадлежит арабскому историку Аль-Идриси. Он именует город Джалитой и считает половецким поселением. В генуэзских документах и на картах XIV века Ялта именуется Каллитой, Гиалитой или Эталитой.
С 15 века город входил в состав Крымского ханства. Во второй половине 15 века он был разрушен землетрясением. Только десятилетия спустя эту местность вновь заселили греки и армяне. Скорее всего, с той поры за поселением и закрепилось современное название. «Ялта» – производное от греческого «ялос» – берег. Статус города Ялта получила в 1838 году в составе Российской империи.
Простой народ тогда жил в окраинных слободах и окрестных сёлах, ныне входящих в черту города: Аутке, Дерекое, Ай-Василе. Вскоре Ялта приобрела известность, как климатическая здравница. На уникальные природные условия Южного берега Крыма учёные обращали внимание ещё в конце XVIII века, однако только профессор Сергей Петрович Боткин впервые дал чёткие медицинские рекомендации в связи с целебными свойствами местного климата при лечении органов дыхания.
К концу XIX века Ялта превратилась в популярный курорт зажиточных граждан. «Престижности» в глазах помещичьей и чиновничьей публики способствовало и то, что, начиная с 1860-ых годов, ближайший пригород Ялты – Ливадия становится летней резиденцией царской семьи. С появлением же в 1873 году железной дороги, связавшей Крым с остальными частями России, в Ялте развернулся настоящий строительный бум – возводились дворцы, виллы, особняки, отели, доходные дома. Тогда и сложился облик Ялты. Основным строительным материалом стал местный светло-серый известняк, достаточно прочный и декоративный. Он и сейчас придаёт старой Ялте своеобразный колорит.
К 1913 году территория города простиралась от Ливадии до Массандры, а население превысило 30 тысяч человек. Вслед за титулованными особами в Крым устремились разбогатевшие фабриканты и купцы. Они строили презентабельные гостиницы, дачи, санатории, пансионы, рестораны, дома отдыха.
Основательно изменилось положение в Ялте после Октябрьской революции и окончания Гражданской войны. В ноябре 1920 года Крымский полуостров перешёл под контроль большевиков, а месяц спустя Ленин подписал декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Прекрасные дворцы и особняки стали народными санаториями.
В 1921 году город переименовали в Красноармейск, но в 1922 вернули прежнее название.
В годы Великой отечественной войны с 1941-го по 1944 год Ялта находилась в оккупации. Фашистами было создано гетто, в которое согнали еврейское население города – 4500 человек. 18 декабря 1941 года все они были расстреляны в районе Массандры.
С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском Дворце проходила знаменитая Ялтинская конференция, посвящённая установлению нового мирового порядка.
В послевоенные годы город стремительно рос и развивался как курорт.
Очень быстро название «Ялта» начало ассоциироваться не только с самой Ялтой, но и с большинством прилегающих к ней населённых пунктов Южного Берега Крыма, что и предопределило появление названия Большая Ялта. Ялта превратилась в один из самых крупных, известных и любимых курортов Советского Союза, а на сегодняшний день – России.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В книге Деяний святых апостолов, помимо удивительных примеров веры во Христа, есть и указания на то, что совершенная вера — удел лишь немногих избранников Божиих, слова и дела которых не могут не вдохновлять. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 21-й главы книги Деяний, в этом отрывке повествуется о вере апостола Павла.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Только что прозвучавший отрывок книги Деяний святых апостолов ещё раз напоминает о том, что первохристианская эпоха была временем чрезвычайного изобилия даров Святого Духа: каждый упоминаемый этим отрывком человек был носителем одного из ярких духовных дарований. Любопытно же здесь вот что: ни апостол Филипп, ни его дочери, ни пророк Агав, имея дары Святого Духа, не обладали той верой, которая была у апостола Павла. Нет, конечно же, не стоит думать, будто бы все эти люди были в чём-то неполноценны, речь здесь не о них, а об апостоле Павле, который, как о том сказал Сам Господь Иисус Христос, был «избранным сосудом» (см. Деян. 9:15).
Да, вера — это тоже дар Святого Духа, и степень веры, как и степень иных духовных даров, может быть различной. В прозвучавшем сегодня отрывке мы видим, что веры упоминаемых в нём людей не хватило для того, чтобы во всей полноте довериться Богу. Словосочетание «доверие Богу» мы слышим очень часто, однако бывает очень непросто встретить в своей жизни человека, который бы на собственном опыте знал, что означает эта фраза. Поэтому нам приходится обращаться к книгам, к примеру, к «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. В этой книге есть такие слова: «В чём существо совершенной преданности в волю Божию, узнаётся, когда она проявится в силе своей. Она приходит сама собой, и нет особых правил на стяжание её, чтоб можно было сказать: делай то и то, и получишь. Она растёт незаметно под ненадеянием на себя и надеждою на Бога. [...] Предание себя в волю Божию всецелое и есть принесение себя Богу во всесожжение. Свидетельствуется сие состояние умертвием себя — своим разумениям, своим хотениям и своим чувствам и вкусам, чтоб жить Божиим разумом, в Божией воле и во вкушении Бога».
Да, язык «Невидимой брани» довольно тяжеловесный, но понять его можно: доверие Богу тождественно категорическому недоверию себе, и нет методики, которая помогла бы человеку прийти к такому состоянию, потому-то мы и видим в книге Деяний святых апостолов, что далеко не все её герои в полной мере обладали этой добродетелью.
Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что в конечном итоге оказался прав апостол Павел: да, его действительно схватили и его действительно предали в руки язычников — он был отправлен в Рим. Однако это невольное путешествие апостола послужило к славе Божией, о чём и будет рассказано в дальнейших главах книги Деяний святых апостолов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Лекарство против раковых клеток для Вовы Панчукова из Воронежа

Вове Панчукову из Воронежа 7 лет. У него есть любимый супергерой — тот, что обретает невероятную силу, когда злится. Но самому Вове злость совсем не свойственна. Он нежный, чуткий и добрый, хотя силы и мужества ему не занимать. И в этом он точно похож на супергероя! Уже два года Вова стойко преодолевает все испытания, связанные с его болезнью — опухолью в головном мозге. Мальчик хорошо перенёс операцию и дальнейшее лечение. Но со временем у Вовы появились новые раковые клетки. Поэтому с ноября прошлого года он каждые 3 месяца проходит курс лечения в больнице. Врачи назначили мальчику препарат, который положительно влияет на его иммунитет и помогает противостоять болезни. Закупать дорогостоящее лекарство в полном объёме семья Панчуковых не может, поэтому им помогает благотворительный фонд «ДоброСвет».
Сейчас в лечении настал перерыв. На днях Вова отметил выпускной в детском саду и сейчас вовсю готовится к школе. Кроме этого, вместе родными Вова успел побывать на выездной реабилитации фонда «ДоброСвет». Она проходит на природе. Дети и родители отдыхают от болезни, больниц и забот, получают поддержку психолога и просто весело проводят время — участвуют в играх и разных мастер-классах. Вова вернулся оттуда полным сил и готовности приступить к новому этапу борьбы с болезнью. Для продолжения лечения ему необходимо лекарство.
Сбор на препарат для Вовы Панчукова из Воронежа открыт на сайте фонда «ДоброСвет», и вы можете принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов