«XII Елизаветинский крестный ход в Ильинском-Усово». Священник Иоанн Читьян, Андрей Миланович - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«XII Елизаветинский крестный ход в Ильинском-Усово». Священник Иоанн Читьян, Андрей Миланович

* Поделиться

У нас в гостях были клирик Спасского храма села Усово священник Иоанн Читьян и директор Православного просветительского центра «Усово-Спасское» Андрей Миланович.

Мы говорили о сохранении исторических мест, связанных с Царской семьей, а также о ежегодном Елизаветинском крестном ходе в Ильинском-Усово.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на Светлом радио! Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю наших гостей: в ближайший час в этой студии вместе с нами и вместе с вами Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме в селе Усово. Андрей Вилорьевич, здравствуйте, добрый вечер.

А. Миланович

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в селе Усово, храм Одинцовской епархии, Московская область. Здравствуйте, добрый вечер.

о. Иоанн

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Мы с вами встречаемся накануне события, о котором мы рассказываем достаточно часто, я думаю, наши постоянные слушатели про это событие знают — каждый сентябрь проходит Елисаветинский крестный ход, в этот раз он будет двенадцатым, и приурочен к 110-летию прославления священномученика Гермогена, Патриарха Московского и к 105-летию со дня трагической гибели преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Фёдоровны. Мы сегодня будем говорить и про крестный ход, и про Усово, и про окрестности, и про музей, который там есть, в общем, много-много у нас всего интересного сегодня запланировано, но начнём мы с такого инфоповода, начнём мы с крестного хода, давайте немного про историю его поговорим, как он начинался, как он зарождался когда-то давно. Он не прерывался даже в пандемию, когда очень многие события у нас прерывались, вот некоторые на два года, крестный ход Елисаветинский продолжался, каждый год, вернее, проходил в своё время, и давайте поговорим о том, как вообще всё это начиналось в своё время когда-то. Кто начнёт? Андрей Иванович, да, давайте.

А. Миланович

— Ну, я начну, потому что участвовал в обсуждении, когда только организованное год назад «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» вышло с инициативой провести такое удивительное мероприятие — вот Елисаветинский крестный ход.

А. Пичугин

— А когда это было?

А. Миланович

— Это был 2012 год. «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» создавалось для того, чтобы осветить и рассказать о забытых моментах жизни и деятельности великих людей, которые жили в Усово, жили в Ильинском, это была единственная Императорская усадьба в Подмосковье, уникальная Императорская усадьба, которую купил Александр II и подарил своей супруге Марии Александровне. В 1864 году было куплено село Ильинское, усадьба «Ильинская», эту усадьбу построил знаменитый военачальник Остерма́н-Толстой, участник войны с Наполеоном. А в 1867 году уже покупается усадьба «Усово», она объединилась в такую Императорскую усадьбу, и вот перешла она по завещанию великому князю Сергею Александровичу, московскому генерал-губернатору с 1891 года, убиенному в Кремле в 1905 году. Память об этих выдающихся людях, то есть супруге, преподобномученице Елисавете Фёдоровне, память о ней мы начинали в фонде для того, чтобы как можно больше людей узнали об этих уникальных и потрясающих по своей жизни и деятельности людях, и вот крестный ход был приурочен к этому событию.

А. Пичугин

— Почему такая форма — крестный ход?

А. Миланович

— Почему крестный ход призывает молиться людей? Это форма, когда во время крестного хода идёт непрерывная молитва, и вспоминаются события, которые посвящены этому. А он почему был сделан в сентябре — потому что 18 сентября по новому стилю это память святой праведной Елисаветы, покровительницы Елисаветы Фёдоровны. И вот к этому времени и ещё к тому моменту, что именно осенью, в конце августа-в начале сентября великокняжеская чета переселялась из летней усадьбы «Ильинское» в зимнюю усадьбу, в «Усово». В 1892 году Сергей Александрович построил зимний такой коттедж в английском стиле, трёхэтажный, и там было уже электричество, паровое отопление, лифт и большой зимний сад.

А. Пичугин

— Надо уточнить, что для начала XX века, наверное, для вот таких домов это стало уже нормой, но вообще...

А. Миланович

— Это было уникально, потому что только-только начиналась электрификация Москвы, только-только начинали проводиться водопроводы и так далее.

А. Пичугин

— Собственно, я помню из истории, что последние керосиновые фонари докоптили до послевоенного времени, то есть после Второй мировой войны, Великой Отечественной, то есть уже «победы» ездят по улицам, скоро-скоро 21-е «волги» пойдут, а керосиновые фонари ещё кое-где горели по окраинам.

А. Миланович

— Представляете? А в усадьбе «Усово» уже был лифт, и поднимались гости, поднимались на третий этаж, в бильярдную уже на лифте. Но удивительная и как бы такая изюминка этого крестного хода в том, что мы пересекаем достаточно быструю в этом месте Москва-реку, мы проходим вокруг усадьбы «Ильинское», которая, к сожалению, сейчас в частном владении, там много чего утрачено, вот мы её обходим, в селе Александровка мы спускаемся к берегу Москва-реки, проходим вдоль берега, и потом, сначала до 2018 года мы переправлялись на плотах на другую сторону реки...

А. Пичугин

— Я ещё помню, да, мы с Анной Витальевной Громовой делали программу про крестный ход очередной, она рассказывала, что «мы будем на плотах переправляться».

А. Миланович

— Да, и переправляемся до сих пор. В 2018 году в связи с тем, что было увеличено количество участников крестного хода, оно достигает до 3000 человек, в этом году мы посмотрим, сколько будет, но уже наводится понтонный мост, и по нему уже пропускная способность значительно увеличилась. Но для тех, кто боится по шатающемуся мостику проходить по реке, по воде проходить, то плоты сохраняются и можно на плотике переправиться, это очень интересно, это очень так привлекательно и необычно. И вот мы переправляемся через Москва-реку, это происходит под стенами резиденции нашего президента, поднимаемся и вдоль резиденции проходим к старой церковно-приходской школе, которая напротив исторического храма, который стоял в усадьбе и который сейчас действующий, но это вот личный домовой храм нашего президента, и там служим, читаем Евангелие и продолжаем уже в «Усово».

А. Пичугин

— Мы попозже поговорим про старый храм, почему вот есть сейчас новый храм, что был старый храм, как это всё так получилось, что их два, но один, как бы можно сказать, с одной стороны, наследует другому, но и первый тоже существует. Отец Иоанн, а вот с точки зрения священника крестный ход — это такое действительно важное церковное событие, ведь служится Божественная литургия, после этого можно отслужить торжественный молебен, таким образом вспомнить Елисавету Фёдоровну, но тут целый крестный ход. Вот как с точки зрения Церкви, действительно, можно объяснить вот такое длинное шествие, относительно длинное, в формате такого почти богослужения?

о. Иоанн

— Наверное, стоит вспомнить, что на Руси вообще исторически сложилась традиция в благодарность Богу за избавление от того или иного бедствия или в память того или иного выдающегося святого, его молитвенной помощи и так далее люди собирались крестными ходами и ходили на очень большие расстояния, это просто сформированная такая традиция, которая очень объединяла, сплочала народ. На Руси никогда не забывали про литургию, литургия действительно — это высшая точка богослужебной жизни любого христианина православного, и при этом крестный ход как бы исторически в срезе Церкви был всегда дополняющим к тому, чтобы собрание церковное людей верных не оскудевало. Поэтому вот этот крестный ход, который уже в 12-й раз пойдёт в память Елисаветы Фёдоровны, новомучеников, исповедников, этот крестный ход как раз и нацелен на то, чтобы, с одной стороны, воздать молитвенное почитание святым, и в то же время в наше очень непростое время — простите за повтор — попытаться предпринять максимально попытку, чтобы сплотить людей, чтобы удержать, потому что крестный ход в данном случае как молебное шествие — это такой акт, знаете, удержания овец внутри двора церковного, это и преемственность, и культурное действие, и, конечно, молитвенное шествие, безусловно.

А. Пичугин

— Вы служите в храме в Усово и значит, что большая часть, наверное, приходской жизни, я не имею в виду богослужебную, но вот такую, скорее, культурно наполненную событиями разными, она связана с жизнью, с почитанием Елисаветы Фёдоровны. А как вот у вас история её жизни, как-то отдаётся? Насколько для вас это знакомство с Елисаветой Фёдоровной было связано с началом с вашего служения в Усово, или это какая-то более ранняя история?

о. Иоанн

— С самой Елисаветой Фёдоровной, как исторической персоной, как с новомученицей, со святой, я познакомился ещё в детстве, когда мама в срезе православного воспитания что-то читала, что-то пересказывала, то есть в моей семье личности Елисаветы Фёдоровны, царственных страстотерпцев, они были известны. Я начинал свой церковный путь совсем в другом месте, на другом конце Московской области и тогдашней Московской епархии, и вот так Промыслом Божьим оказался, меня перевели в Одинцово, а затем в Спасский храм. И уже оказавшись клириком штатным, я понял, что здесь, простите, всё серьёзно — очень чтут, очень помнят и ежегодно ходят крестные ходы. Я перевёлся в августе 2020 года, и как раз в сентябре стал участником этого шествия.

А. Пичугин

— Это как раз пандемия.

о. Иоанн

— Да-да. И в самый необычный год, для меня, кстати, это было странно, но я тогда ощутил необоримую силу православия русского, что пандемия, пандемия, а крестный ход идёт. И, кстати, опыт понтонного моста, действительно это впечатляло, потому что я был ещё больше, чем сейчас, я был в массивном облачении, нёс, по-моему, Евангелие или икону, и когда я ступил на этот понтонный мост, и он ушёл у меня из-под ног...

А. Пичугин

— А я хочу сказать, что — да, отец Иоанн, вы не видите его, он очень высокий.

о. Иоанн

— Да, и я испугался, что у водолазов, которые дежурят, наконец появится работа, вылавливать меня. (смеется) Слава Богу, ежегодно, на моей памяти, в моей жизни это уже будет третий крестный ход. Поначалу, конечно, пугает, что какое-то расстояние в облачении, идти в горку, с горки, но через какое-то время, особенно после акафиста, усталость как-то пропадает, вот стоит людям собраться вместе, помолиться, и как-то Господь укрепляет совершенно искренне.

А. Пичугин

— За двенадцать лет можете вспомнить какие-то интересные, чудесные или не чудесные, наверное, какие-то такие смешные, интересные случаи, связанные с крестным ходом, потому что это и подготовка очень долгая, это и события во время его прохождения, что-то наверняка происходит, что может послужить какой-то, может быть, отправной точкой интереса человека для того, чтобы 17 сентября отправиться именно в Усово на крестный ход.

А. Миланович

— Вы знаете, каждый раз что-то интересное бывает, но обычно у нас бывает дождик, вот обычно бывает.

А. Пичугин

— Но тут хорошую погоду обещают.

А. Миланович

— Вот странно, да, мы все готовимся к дождю, мы всем раздаём дождевики, и обычно бывает дождик. Но вот в прошлом году дождик был, вот дождик был до такого момента, как тронулся крестный ход, все оделись в дождевики, крестный ход тронулся — и вышло солнце, и все эти дождевики потом снимали и их несли. На самом деле, вы знаете, вот удивительно, у нас были посажены вдоль Москвы-реки там такие сосенки, закрывающие некие заборчики там и так далее, вот они выросли, там уже грибы можно собирать, а они вначале были очень маленькими, по колено максимум. Но удивительно, сначала мы там спускались, поднимались, были такие трудности перехода, там овражек небольшой, потом сделали целый мост, туда влили две машины, бетономешальные машины, они зацементировали, сделали хороший мосток, там уже ходят рыбаки, радуются и благодарят нас, сооружён причал, вот с него аккуратно сходят на этот понтонный мост, сажаются на плоты. Удивительно было то, что у нас одна наша прихожанка, ей было 82 года, она дважды ходила крестным ходом, последний раз ей было 82 года, сейчас она тоже ещё жива, слава Богу, приходила молилась. У нас появились чудотворные иконы в храме, у нас по Москве-реке, там, где находится понтонный мост, приплыла икона Спиридона Тримифунтского: маленькая девочка увидела как плывёт икона, попросила родителей достать, достали, принесли в храм — происходят чудеса, происходит помощь от святителя Спиридона, это, наверное, самый такой большой интересный момент, который мне вспоминается, в связи с крестным ходом и переправой через Москва-реку. Конечно, не только у нас одна чудотворная икона, есть ещё и другое, у нас храм вообще является центром паломничества, у нас приезжают паломнические группы, потому что новый храм, интерьер его строил известнейший иконописец архимандрит Зинон, архитектор был тоже небезызвестный, архитектор Ижиков такой, и храм, на самом деле, благодатный, потому что служба идёт каждый день.

А. Пичугин

— Про храм мы сейчас поговорим ещё отдельно, потому что это интересная история, мне кажется, во всех наших программах про «Усово» мы как раз храму уделяли меньше всего времени.

А. Пичугин

— Друзья, я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме в селе Усово Одинцовской епархии и священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в селе Усово. Мы говорим про крестный ход, который послезавтра, 17 сентября, будет проходить от Ильинского в Усово, это XII Елисаветинский крестный ход, он приурочен к 110-летию прославления священномученика Гермогена, Патриарха Московского и к 105-летию с момента трагической гибели преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Фёдоровны. Надо какие-то организационные моменты сейчас уточнить, как добираться, как лучше всего добираться, во сколько приезжать, выезжать, чтобы везде успеть, потому что нас сейчас слушают достаточно много людей, которые потенциально могут приехать или уже собираются, или не один год ездят, чтобы принять участие, и вот давайте расскажем, как в этом году всё организовано, как, во сколько, куда?

А. Миланович

— Традиционно у нас организовано, можно сказать, неплохо, потому что наш храм в Усово находится на Рублёво-Успенском шоссе, и это конечная остановка электрички, которая идёт с Белорусского вокзала. К сожалению, 17-го числа отменен ряд электричек, и ближайшая к службе электричка пойдёт в 9 часов 20 минут с Белорусского вокзала, прибудет она в 10.08, служба уже, к сожалению, начнётся, в 9.30 будет архиерейское богослужение в нашем храме в селе Усово, но можно доехать до него несколькими путями. Традиционно, опять же, идёт два автобуса от станции Павшино в Усово, и от станции метро «Молодёжная».

А. Пичугин

— Это организованы автобусы, которые специально будут везти паломников?

А. Миланович

— Да, бесплатные автобусы. Вот я буду встречать паломников на станции Павшино, и будет отъезд двух автобусов от станции метро «Молодёжная» до Усово. Кстати говоря, до Усово можно доехать и от метро «Молодёжная», ходят автобусы, маршрутки номер 121 и номер 150, это буквально 25 минут и остановка Усово.

А. Пичугин

— Я не помню, мы говорили же, на машине можно доехать еще?

А. Миланович

— На машине можно доехать, это Рублево-Успенское шоссе, большая парковка, в бизнес-центре нам выделяется большое место, и там любой может оставить машину. Почему надо ехать в Усово, хотя крестный ход начнётся из Ильинского — потому что происходит Божественная литургии, а после Божественной литургии все участники крестного хода на автобусах, которые привезут паломников, они будут перевозить всех участников из Усово в Ильинское. Мы приходим в Ильинское и потом те, кто приедет на машине, предположим, в Ильинское, а там парковку сложновато будет устроить на самом деле, то будет потом сложно добраться из Усово, когда мы придём в Усово, в Ильинское возвращаться, а здесь мы пришли в Усово, и на своих машинах можно, опять же, доехать до дома. То же самое: все четыре автобуса поедут до станции Павшино, два автобуса до станции Павшино, два до метро «Молодёжная», но электричка в 17.24 пойдёт от станции Усово, там каждый час будут возвращаться, очень удобно. Но кто не успеет, предположим, на автобус, или кому, может быть, не дай бог, конечно, что не хватит, но было такое когда-то, я видел, не хватило места, то от станции Павшино добираемся тоже на маршрутке до села Ильинского, там в 10 часов тоже Божественная литургия, и просто оттуда же крестным ходом идём. А до станции Усово вот от метро «Молодёжная» идут автобусы.

А. Пичугин

— Сразу надо сказать, что на сайте храма: усовохрам.рф, кириллицей: усовохрам.рф, есть подробное расписание Елисаветинского крестного хода, вот всё, что сейчас Андрей Вилорьевич рассказал, всё можете найти в письменном виде, здесь и электричка, которая приходит, правда, позднее начала богослужения, всё про автобусы, есть телефон Андрея Вилорьевича и других координаторов, которые вас будут встречать или у станции Павшино, или у метро «Молодёжная», и дальше там всё рассказано, и про архиерейское богослужение, которое возглавит архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, и про богослужение, и как, где, кого будут кормить, потому что для участников крестного хода предусмотрена полевая кухня, и я так понимаю, что это масштабная полевая кухня. Сколько примерно, вот вы, наверное, считали, из года в год ходит людей? Когда вы начинали, вот к чему пришли, год назад сколько было?

А. Миланович

— Мы начинали, было примерно 600 человек, наверное...

А. Пичугин

— Что тоже немало.

А. Миланович

— Что тоже немало, но всех кормим, сейчас достигает до 3000 человек, это вы знаете, вот не все, правда, остаются на питание, но оно всегда организовано, очень вкусно наши повара готовят, это не заказная какая-то еда, а повара, которые работают в Усово, они больше недели работают на изготовлении котлеток, есть постные котлетки, есть мясные котлетки, на любой вкус, очень-очень вкусная трапеза, во время трапезы играет духовой оркестр, это традиционно тоже.

А. Пичугин

— Это дань эпохе

А. Миланович

— Это и дань эпохе, и вот Сергей Александрович всё-таки был командующим Московским военным округом, он боевой офицер, генерал, поэтому ему тоже отдаётся такое почтение. Но я скажу, что параллельно с крестным ходом у нас ещё проходит акция «Белый цветок», на которой собираются пожертвования для семей участников СВО, очень интересное такое мероприятие, и будет открыта выставка, посвящённая святителю Луке (Войно-Ясенецкому) — врачу, педагогу, пастырю, который ровно 100 лет назад принял хиротонию в городе Пенджикент в Таджикистане, и вот мы сподобились с Анной Витальевной быть на литургии, которая проходила в этом городе, ехали из Ташкента в Самарканд, из Самарканда в Пенджикент, и там проходило это богослужение удивительное, а потом была конференция, посвященная этому выдающемуся врачу и выдающемуся архиерею, который был наставником очень многих людей и подвижником, не зря он был прославлен.

А. Пичугин

— Но его жизнь — это такой мост, я так воспринимал всегда, что его жизнь — это такой своеобразный мостик между дореволюционной, что ли, эпохой, ранней советской эпохой и нашим временем, ну да, его не стало уж почти 60 лет назад, но даже я встречал священников, им рукоположенных, людей, которые к нему приезжали, вот, например, знаменитый костромский священник, уже на покое, отец Георгий Эдельштейн, например, вспоминал, что когда он ездил, а он человек не просто с высшим образованием, а с учёной степенью, ездил в разные епархии, желая рукоположиться и везде, и происхождение, и образование было препятствием. Он приезжал и к будущему святителю, к Крымскому архиепископу Луке, и вот они беседовали, есть какое-то интервью, где он об этом вспоминает, и вот ты понимаешь, что тебе об этом рассказывает человек, с которым ты живёшь в одно время, вы говорите: «вот ровно 100 лет назад принял сан», и нам кажется, что — ну как 100 лет назад, это же какое-то совершенно невообразимое время, а вот, связано. Не так давно читал биографию священника, (извините, это уже такое лирическое отступление, наверное, от нашей темы), его зовут Александр Ма́ков, протоиерей Александр Маков, те, кто интересуется церковной историей, может быть, о нём слышали. Он большую часть своей жизни прожил в Чернигове, родился он под Рязанью, служил первую часть, первую половину своей жизни в Краснодаре, там выступал активно против обновленчества, был арестован, прошёл через ссылки и лагеря, потом уехал в Чернигов и жил очень долго в Чернигове, умер он в 1985 году. Но сведения о его жизни, как-то вот это показывает, что не было хорошей связи между областями, между республиками какое-то время, и вот как-то сведения о его такой непримиримой борьбе с обновленчеством, служением, с лагерями, оно ушло с эмиграцией на Запад. И в 1981 году его прославили в лике святых, по двум причинам, во-первых, никаких достоверных сведений о его жизни после выхода из лагерей, вернее, вот его арестовали, отправили в лагерь, и никто не знал, что с ним там произошло. Считалось, что он погиб в лагере, и за мученическую кончину и вот такую борьбу против обновленчества его в 1981 году в РПЦЗ канонизировали. Ну как, понятно, что человек 1881 года рождения, ровно 100 лет назад, не мог уже быть жив в этот момент, тем более, что он пропал без вести в лагерях. А он был жив, и ещё четыре года прожил святым в Чернигове, он до конца жизни совершал богослужения, вот как-то так Господь сподобил, что он до 105 лет прожил почти и служил до последнего дня, последние четыре года, будучи святым. Почему я вспомнил — потому что вот мы говорили про святителя Луку, что это такой мостик между тем временем и нашим, я почему-то сразу вспомнил отца Александра Макова, который ещё к тому же и святым успел пожить, и тоже был своеобразным таким «мостиком» между дореволюционным временем, когда он успел послужить священником и до революции, и нашим временем, вот в 85-м он умер, я в 86-м родился, через год после его кончины. Это всё очень любопытные истории и, конечно, мне всегда очень как-то радостно, когда у нас на радио можно что-то рассказать про святителя Луку.

А. Миланович

— Это удивительный святой, удивительный человек, который...

А. Пичугин

— Очень жёсткий, кстати, человек. Говорят, что «такой вот святитель Лука, мы ему там молимся, когда болеем, обращаемся..», а в жизни он был очень жёсткий человек.

А. Миланович

— Но как вот оставить своих близких ради Христа? Он оставил детей человеку, даже не родственнику, а операционной медсестре, которая работала с ним в больнице, которую не очень хорошо знал, и вот принял монашество, принял епископство. И самое удивительное, ну не то, что самое удивительное: его сын старший отрекался от него, сказал: «папа, почему ты сделал такое, нам зарубил карьеру», хотя он стал врачом, все дети его стали врачами, докторами наук медицины, потом они помирились. Но вот подвиг его, что он ради Христа оставляет всё и идёт на проповедь, идёт на служение Богу, он общается с патриархом Тихоном, Тихон его благословляет ещё и работать хирургом, и он сделал множество операций и в ссылках, и после этого, и это просто потрясающий человек, прикоснуться к этой личности очень удивительно. Н начало его даже, то, что он хотел быть художником, поступал в Императорскую академию художеств, наверное, поступил бы, но вот он решил, что нужно сделать не так, как он хочет, а так, как должно сделать и принести пользу людям, вот об этом будет наша выставка.

А. Пичугин

— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в селе Усово Одинцовской епархии, Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме. Говорим про XII Елисаветинский крестный ход, который 17 сентября будет проходить из Ильинского в Усово, куда мы вас приглашаем. Если есть такое желание, на сайте усовохрам.рф есть все данные, как доехать, как добраться, программа крестного хода, заходите, смотрите и решайте. Я Алексей Пичугин, мы буквально через несколько мгновений вернёмся в нашу студию.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию Светлого радио, друзья. Я напомню, что у нас сегодня гости из Усово: священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в селе Усово Одинцовской епархии, Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме. Вот мы первую половину программы говорили про крестный ход, про все возможности, как туда добраться, что ждет людей, которые захотят принять в нём участие. Я предлагаю ещё дальше поговорить про Усово, про Спасский храм, про историю этих мест, про Великого князя Сергея Александровича, потому что мы о нём не так много обычно говорим. Ну и самое главное, вот Усово, Усово, храм, мы всё время говорим про храм, отец Иоанн, расскажите про храм, в котором вы служите, что у вас там бывает, происходит, какие события? Храм-то новый, в общем, он построен-то относительно недавно был.

о. Иоанн

— Да, в 2010 году построен храм. Я про этот храм, пока туда не попал штатным клириком, практически ничего не знал и не слышал, вот так получилось. В детстве бывал у нескольких своих друзей, которые жили неподалёку и, кажется, видел, как его создают, то есть было поле, был пустырь, и тут вот что-то очень быстро, активно строится. По-моему, за 9 месяцев воздвигли огромный комплекс в тысячи квадратных метров.

А. Пичугин

— Всего за 9 месяцев?

о. Иоанн

— Да, по-моему, за 9 месяцев.

А. Миланович

— Год и два месяца.

о. Иоанн

— Ну, кто как говорит, но красивая символика: за 9 месяцев.

А. Пичугин

— Взяли и «родили».

о. Иоанн

— Да. Третий уже с небольшим год, как я служу штатным клириком. Храм, в общем-то, специфический, когда мне объявили из канцелярии, что меня переводят в Усово...

А. Пичугин

— А где вы служили до этого?

о. Иоанн

— Я служил в Чехове сначала, потом меня перевели в Одинцово...

А. Пичугин

— А я вырос в Подольском районе.

о. Иоанн

— ... в Гребневский храм. И я никогда не забуду, как я прикручиваю что-то на даче для детей, какой-то ограничитель на лестнице, чтобы они не упали, в майке, весь взмыленный, взъерошенный — звонок, говорят: «Вас переводят в Усово». Что такое Усово? Где, чего? Читаю: «сельский храм, Усово», думаю: так, какое-то село.

А. Пичугин

— Поеду в деревню.

о. Иоанн

— Да. И когда я приехал знакомиться с отцом Дионисием Казанцевым, на первой встрече я понял, что это совсем не село, я вспомнил, что это за место, что я наблюдал, так сказать, несколько раз процесс его создания. Это самый не сельский храм из сельских, потому что самое главное его отличие, вот все скажут: статус, роскошное убранство и так далее, а я скажу, что это один из немногих сельских храмов, в котором богослужение совершается непременно каждый день, утром и вечером, без отлагательств.

А. Пичугин

— А сколько же у вас клириков?

о. Иоанн

— Помимо отца-настоятеля, нас трое, и еще один диакон, отец Сергий, штатный. По понятной причине, ввиду огромной нагрузки и количества послушаний у отца-настоятеля неделя, зачастую вот мы разбираем между собой, служим, хватает и треб, нагрузки, очень много разных людей, потому что это и местные жители, и жители, так сказать, среднего класса, обычные, жители, которые бывают в России несколько раз в год, условно говоря, у всех свои судьбы, свои боли, свои страхи, свои вопросы, и это такой, знаете, нескончаемый поток. Понятно, что на буднях меньше, в основном это большие праздники и выходные, но вот в воскресенье — это, конечно, нескончаемая череда людей на исповеди к отцам, совершенно разных, с разными совершенно судьбами. И вот Усовский храм, на мой взгляд, тем и уникален, что он, с одной стороны, недалеко от Москвы и в некоем таком статусном месте, там Рублёвское шоссе, все всё понимают, видят, и при этом он действительно как бы сельский. Как бы это объяснить: что и мал, и велик — все, вне зависимости от чина, звания, все имеют доступ в любое практически время.

А. Пичугин

— Ну я представляю, о чём вы говорите, поскольку неоднократно проезжая мимо Усово, у меня какое-то время там неподалёку товарищ жил, и приезжая к нему в гости, я смотрел: вот он, храм в Усово, вот станция, а вот вокруг всё равно, несмотря на то, что это Рублёвка, и, казалось бы, тут нет места простым домам, ты проезжаешь через какие-то населённые пункты, где есть очень дорогие коттеджи, а есть совсем маленькие, небольшие пятистенные срубы, которые тут исконно стояли, и 20, и 50, и 60 лет назад, поэтому тут, конечно, я думаю, что и среди прихожан есть не только чиновники, не только бизнесмены, но есть простые люди, которые туда проезжают.

о. Иоанн

— Безусловно, у нас здесь есть Усово-Тупик, это жилой квартал, и там ещё есть здания деревянные, которым очень-очень много лет, и наши старенькие прихожанки, которые там живут не одно поколение, они вот ходят пешком в храм, очень чтут, молятся, так что у нас как бы собрание всех и вся.

А. Миланович

— Крестный ход идёт по селу Усово, и мы там не видим больших таких особо коттеджей, а видим маленькие домишки, которые сто лет уже и больше ста лет стоят. Сохранился и дом последнего настоятеля, вот мы сейчас боремся, чтобы он перешёл в музей, так стараемся с его хозяевами договориться, и там очень простой народ живёт, абсолютно.

А. Пичугин

— Поэтому я хотел сказать, что Рублёвку иной раз так превратно себе представляем, что это исключительно место вот такое...

о. Иоанн

— ... сосредоточение денег.

А. Пичугин

— Да, что там вместо асфальта доллары, евро, рубли наклеены.

А. Миланович

— Нет, такого нет, и отличие нашего храма ещё, что у нас построен и существует наш Просветительский центр, где я работаю, он начинает активно работать в октябре, начинается воскресная школа, и очень много детишек приходит, всех, причём бесплатно, учатся они не только Закону Божию, что предполагает изначально по всем возрастам, но у нас уникальная керамическая мастерская, у нас мастерская такая — «диалог с препятствиями», это отечественная разработка, в которой проводятся уникальные занятия, у нас вышивальная мастерская, живописная мастерская, иконописная мастерская. У нас музыкальные классы, которые работают практически все дни недели, и мы приглашаем всех и посетить, и участвовать. Дети у нас с удовольствием посещают наш храм, и в храме, особенно в воскресенье, очень много детей, и это очень радостно, потому что вместе с детьми приходят и родители, и дети, они ведут детей в храм, это очень-очень отрадно.

А. Пичугин

— Отец Иоанн, а у вас еще, я знаю, что, помимо прочей активности, есть еще блог свой, даже не блог, а лекторий, наверное, потому что я не раз попадал на ваши лекции в YouTube, очень интересные, это тоже какое-то такое приходское послушание у вас или просто своя частная история, идея, инициатива?

о. Иоанн

— Это, безусловно, по послушанию. Вот Андрей Вилорьевич улыбается, он прекрасно знает, как это все случилось. Андрей Вилорьевич, его, в том числе, послушание в том, чтобы он составлял программу мероприятий на базе Просветительского центра. И Андрей Вилорьевич — это такой вестник, который появляется с листочком, вкрадчиво улыбается и говорит: «Батюшка, вот такая дата, нужно провести беседу. Отец-настоятель, допустим, просил поговорить о Преображении», ну вот как-то так это начиналось, в моем смысле. И по-моему, в 2020 году, приходит Андрей Вилорьевич, и говорит: «Просили провести беседу», по-моему, по поводу Преображения или что-то такое. И так как-то пошло — одна встреча, две, три, какие-то уже другие темы, и вдруг матушка приходит и говорит: «Вот есть идея записать на камеру», и поставили такую треногу, поставили эту камеру простенькую. Первый выпуск «Детки в клетке» — это вот так и появилось на канале, о детях, о воспитании. И самое неожиданное, что темы оказались очень востребованы, не в смысле моей подачи, а вообще темы очень востребованы. И с тех пор, мы пока не знаем, как сейчас будет, потому что есть желание как-то поменять немножко программу, с тех пор вот были выпуски, ежемесячные выпуски на разные темы. Был вопрос, когда пришли люди и говорят: «А вот как готовиться к причастию?», такие стандартные вопросы, «а что такое пост?» Многие знают, что такое пост, но не знают, как поститься, тоже вопрос. И вот случился этот выпуск про пост, который стал самым просматриваемым, и мы уже понимаем, что в этом направлении нам придётся двигаться, потому что, когда выбираешь какую-то высокую тему специфическую, она может и не заинтересовать. Порой прихожане, внимательно, с почтением слушая батюшку на какую-то высокую тему, они жаждут совершенно простого: как подготовиться к причастию и как причаститься, если пропустил шестую молитву, самую длинную, как причаститься, если попила кефир накануне, а там среда, ну и так далее. Вот как-то так зародились эти выпуски, и получился такой произвольный блок на базе канала храма. Это не мой канал, это канал храма, Спасского храма села Усово.

А. Пичугин

— Мы всё говорим, опять же: Спасский храм села Усово. Я так понимаю, что сам храм и идея его строительства, она не на пустом месте возникла, потому что ещё со времён Великокняжеской четы храм был.

А. Миланович

— И до того. Он от Смутного времени уже был.

А. Пичугин

— А вот расскажите про историю.

А. Миланович

— История села Усово, она восходит к Смутному времени, когда Михаил Фёдорович раздавал земли вдоль Москвы-реки, которые были заповедными, которые располагались на дороге, которая сейчас называется Рублёво-Успенская, а раньше это была дорога царей богоизбранных, Богом данных, и вот по этой дороге совершались паломничества наших благочестивых царей, потом императоров, в Саввино-Сторожевский монастырь. Земли уникальные, всегда славились чистотой источников, называли её даже «Швейцарией Московской».

А. Пичугин

— Только хотел сказать, да-да-да.

А. Миланович

— И вот эти земли раздаются ближайшим сподвижникам, селом Усово владели князья Сицки́е, небезызвестные бояре Морозовы, потом Матюшкины более ста лет владели, это сподвижники Алексея Михайловича, Петра I. Был такой прапорщик Хрущёв, владелец этого села, кстати говоря, в его особнячке на Пречистенке сейчас музей Александра Сергеевича Пушкина известный, и вот он владел тоже Усовым. Потом был такой генерал Казаков, последний владелец, его было и Подушкинское имение, и Барвихинские земли. Классический вариант: после реформ Александра II, когда крестьяне ушли от помещиков, он собрался это имение поделить на дачки и продать, но напротив было царское имение в Ильинском, и царский двор решил, что не будет такого, что много непонятных гостей будет напротив селиться, они купили это имение, и вот появилось такое единое имение «Ильинское-Усово». Причём «Ильинское» было летней резиденцией, как я сказал, а «Усово» это уже зимнее.

А. Пичугин

— Друзья, напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в селе Усово, Одинцовской епархии, Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме в Усово. Мы говорим об истории храма, об истории этих мест, о том, что предшествовало тому храму, который мы видим сейчас, и в итоге храм?..

А. Миланович

— Храм был деревянный изначально, это было село, поэтому был храм, был погост, и потом, в XVIII веке был одностолпный храм построен, и в XIX веке достраивается трапезная, достраивается колокольня, причём в трапезной был построен Казанский предел. Представляете себе, трапезная — это проход между колокольней и главным храмом, и где там сделать предел? Предел был сделан наверху, то есть как бы на чердаке, там справа и слева шли лестницы...

А. Пичугин

— Но это не такая редкая история.

А. Миланович

— Но достаточно интересная. Да, она не редкая, я не скажу, что это уникальная, но она достаточно интересная, причём колокольня тоже там чуть ли не Витбергом была спроектирована, и известный член-корреспондент Академии архитектуры Инесса Николаевна Слюнькова, она писала монографию большую об имении «Ильинское-Усово», потрясающую, можно почитать и узнать подробно об этом. Храм во время советской власти не закрывался до 1932 года, потому что отец Константин Георгиевич Махаев, который служил в этом храме, был очень популярен среди местного населения, и несмотря на то, что вокруг располагались дачи высших партийных и государственных деятелей, до 1932 года, до кончины Константина Георгиевича Махаева, он не закрывался. После его смерти храм переделали в дом отдыха, и до 2000 года это была как бы тоже такая государственная дача. А потом Владимир Владимирович принял решение восстановить храм, и он был восстановлен в 2004 году.

А. Пичугин

— Он попал внутрь президентской резидентской и прекращён туда доступ для всех желающих.

А. Миланович

— Да, но уже с 90-х годов появилась община, которая молилась в ближайшем храме в селе Ромашково, чтобы Господь дал возможность обрести храм. И когда храм построили, община возликовала и сказала: «ну наконец-то мы будем служить», но им сказали, что по каким-то причинам там нельзя проложить коммуникации и храм будет недоступен, он отделён небольшим забором, мимо которого ходит крестный ход. Но в 2009 году было принято решение, и очень быстро, как мы сказали — был построен рядом с шоссе, рядом, прямо в 200 метрах от станции Усово построен уникальный комплекс, в который вошёл храм, Просветительский центр, дом причта.

А. Пичугин

— Архимандрит Зинон расписывал.

А. Миланович

— Архимандрит Зинон интерьеры и всё, потому что это маленькая такая эклектика, но там и модерн, там и современные решения, и там уникальные его росписи в иконостасе, и росписи его учеников это уже позже было сделано.

А. Пичугин

— Мы в наших программах, я ещё раз давайте напомню, что 17 сентября состоится Елисаветинский крестный ход, уже 12-й, из Ильинского в Усово, приурочен он к 110-летию прославления священномученика Гермогена, Патриарха Московского и к 105-летию с момента трагической гибели княгини Елисаветы Фёдоровны. Крестный ход начнётся после торжественного богослужения, которое будет проходить в Спасском храме Усово, но так как крестный ход из Ильинского в Усово, то всех, кто поедет именно из Усова к началу крестного хода, доставит автобус, а в Ильинском храме в Ильинском храме тоже будет проходить богослужение, они примерно в одно время закончатся, и крестный ход в полдень стартует.

А. Миланович

— Организация в 12, он начинает построение.

А. Пичугин

— Да, в 12-30 он начнётся. Мы ещё, когда говорим про эти места, по крайней мере, Анна Витальевна Громова рассказывала про музей, организацию музея. Может быть, мои коллеги проводили программы, когда уже музей был создан, и про него говорилось больше, но вот, по крайней мере, я про него почти ничего не знаю. Можно ли про музей у вас спросить?

А. Миланович

— У нас организовано на пути крестного хода три музея. Мы в память о Великой княгине Елисавете Фёдоровне и Великом князе Сергее Александровиче, мы, конечно, думали, что такое место, единственное Императорское в Подмосковье, Ильинское, оно будет сохранено и станет когда-нибудь музеем или как-то доступным для посещения, потому что там и парковая культура, и строения были такие уникальные, но только храм выделили из этой усадьбы. Но милостью Божьей сохранились плоды социального служения Великого князя и Великой князи Елизаветы Фёдоровны. У нас в этом году открылся Музей материнства и младенчества в родильном приюте, посвященном памяти Александры Георгиевны — это греческая принцесса, которая была женой Павла Александровича, брата Сергея Александровича, которая скончалась при рождении Дмитрия Павловича. Великий князь Дмитрий Павлович известен тем, что он участвовал в покушении на Григория Ефимовича Распутина. А этот родильный приют, он работал до 80-х годов прошлого века как роддом, и очень многие туда стремились попасть, потому что со времен Елисаветы Фёдоровны и Сергея Александровича там были очень хорошие доктора и очень хорошая атмосфера. Этот родильный приют, он был изначальной точкой, за которую мы начали бороться уже в 2012 году, и милостью Божией он стал объектом культурного наследия, и поэтому долго-долго его реставрировали, но очень хорошо, с применением новейших технологий, и вот в этом году он открылся, и мы всех приглашаем его посетить. Рядом, через дом, находится бывший лазарет, это были ясли, которые открыла Елисавета Фёдоровна и Сергей Александрович для приюта, потому что рождались дети, надо было куда-то детей девать. Открылись ясли, потом, в 1905 году, в память о Сергее Александровиче, там был открыт лазарет для воинов, которые пострадали во время Русско-японской войны, и потом, в 14-м году. А третий музей, который вошёл в кластер, такой императорский маршрут, сейчас я тоже немножко скажу, это в бывшей церковно-приходской школе, которая находится уже в селе Усово, там открыт Музей школы и детства, который рассказывает об образовании дореволюционной России, о том, что в России было прекрасно организовано образование. Мало кто знает, что в 1908 году было объявлено всеобщее начальное образование, и всё шло к тому, чтобы все получили уже среднее образование, но нам всё время говорили, что у нас неграмотные люди, а потом как-то быстро стали грамотными, вот об этом мы рассказываем в этом потрясающем музее. Рядом находятся конюшни, которые были построены Марией Александровной, но там сейчас люди живут. И вот дом последнего настоятеля, который мы тоже собираемся сделать музеем. А вообще, «Елисаветинско- Сергиевское просветительское общество» за это время, за время своей работы, уже тринадцать лет, оно открыло десять музеев, которые расположены в разных городах: в Тобольске, посвящённый царю-мученику, в Алапаевске, посвящённый Елисавете Фёдоровне, и в Подмосковье, в Осташёво, это Волоколамский район, посвящённый Константиновичам: Константину Константиновичу, его семье, и потрясающим этим людям, которые жили там и работали.

А. Пичугин

— Да, это, конечно, очень любопытно, но я думаю, что для посещения музеев надо выбрать какой-то отдельный день, то есть если вы в Москве живёте, или если вы планируете приехать в Москву, и вдруг там ваша поездка запланирована с посещением Ильинского-Усово или каких-то окрестностей, или вот той части Подмосковья, то можно как раз добраться отдельно, — не во время, конечно, крестного хода, там будет не до того, — но посетить вот эти музеи, посмотреть, побывать в Усово, в Ильинском, потому что крестный ход — это, конечно, не экскурсия, ни разу не экскурсия, но если вы хотите побывать в этих местах, это очень интересная часть нашей истории и те её страницы, которые неплохо узнать, и для этого, конечно, надо просто какое-то время отдельное выбрать, чтобы приехать. А кто расскажет, покажет, есть ли какое-то экскурсионное сопровождение, или там всё, может быть, на уровне QR-кодов и аудиогидов?

А. Миланович

— У нас сопровождающие есть, и в экскурсии записываются. У нас по четвергам-субботам в лазарете, там рассказывают об августейших покровителях Российского общества Красного Креста и августейших владельцах «Ильинского-Усова», экспозиция основана на уникальных артефактах, рассказывают о благотворительности Великокняжеской четы, о её работе по актуальной даже и сейчас помощи увечным воинам. Музей материнства и младенчества рассказывает об Александре Георгиевне, о тех детях, о которых проявляли заботу при императорах, при создании воспитательного дома, как великие князья помогали детям, от которых отказывались или не могли воспитывать родители, как работала Елисавета Фёдоровна, создавшая «Елисаветинское благотворительное общество», самое большое в Москве, которое помогало и спасло девять тысяч детей, которые погибли бы, к сожалению, такие были моменты. А про Музей школы и детства я уже рассказал, тоже интересно.

А. Пичугин

— Да, и время нашей программы тоже уже подошло к концу, осталось мне только напомнить, что 17 сентября XII Елисаветинский крестный ход к 110-летию прославления священномученика Гермогена, Патриарха Московского и 105-летию со дня трагической гибели Великой княгини Елисаветы Фёдоровны. Сам крестный ход начнётся с половины первого дня. Как добраться, все подробности вы можете найти на сайте Спасского храма в Усово: храмусово.рф, там прямо за главной страницей есть вся программа крестного хода. Приезжайте 17-го числа, послезавтра, это будет воскресенье, воскресный день, который можно вот так провести. Напомню, что в гостях у нас сегодня были священник Иоанн Читьян, клирик Спасского храма в Усово, это Одинцовская епархия, Московская область, Андрей Миланович, директор Просветительского центра при Спасском храме в Усово. Спасибо большое, прощаемся с вами, до новых встреч, до свидания и будьте здоровы.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем