Выставка «Иконописные шедевры XV — XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Выставка «Иконописные шедевры XV — XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия»

* Поделиться
В Музее русской иконы открывается выставка «Иконописные шедевры XV — XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия».
 
На выставке будут представлены две чиновые иконы («Богоматерь» и «Апостол Павел»), два богородичных образа («Богоматерь Тихвинская» и «Богоматерь Седмиезерская»), а также уникальный выносной крест.
 
Идея выставки «Иконописные шедевры XV — XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия» появилась почти спонтанно и была связана с приобретением одним из московских коллекционеров двух уникальных памятников: иконы «Богоматерь» конца XV века и иконы
«Апостол Павел» конца XV — начала XVI века, происходящих, по всей видимости, из разных, но сходных между собой деисусных чинов. Обе иконы были куплены в 2020 году у одного из американских коллекционеров и привезены в Россию.
 
Поистине удивительная история случилась с иконой «Апостол Павел». Она покупалась как поясное изображение святого, однако позже выяснилось, что изначально это был ростовой образ, опиленный, по всей видимости, для более удобной транспортировки при нелегальной продаже за рубеж. Скорее всего, это произошло в 1970–80-е годы. Тогда нижний край опиленной части доставили левкасом, сымитировав ковчег. Так образ из ростового превратился в поясной. В таком виде он и бытовал несколько десятилетий, переходя от одного западного коллекционера к другому и даже участвуя в выставках. Пока в 2020 году, после возвращения в Россию, икону не увидел коллекционер, реставратор и художник Вячеслав Момот, который всю жизнь очень внимательно относился к мельчайшим фрагментам древнерусской живописи и собирал в своей мастерской любые детали древних икон. Он понял, что среди его коллекции разрозненных обрезков хранится нижняя часть образа апостола Павла, распиленная на два фрагмента, и смог отреставрировать древнюю икону.
 
Посетители выставки смогут увидеть результаты этого труда — вновь обретенный ростовой образ апостола Павла.
 
Икона «Богоматерь», вернувшаяся в Россию вместе с иконой «Апостол Павел», не претерпевала таких радикальных изменений, но проведенная за рубежом реставрация была неполной. Полностью открыл авторскую живопись на иконе Вячеслав Момот. Оба памятника доктор искусствоведения Энгелина Смирнова относит к искусству Северо-восточной Руси, к кругу ростовских иконописцев. Следующие две представленные на выставке иконы — это богородичные образы «Богоматерь Одигитрия (Тихвинская)» и «Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская)». Обе
они относятся к концу XVI века — 1580–1590-м годам. Богородичные образы на русских иконах этого времени утратили драматичность произведений эпохи Ивана IV и отличаются камерностью, тонкой эмоциональной выразительностью. Изменение образности богородичных изображений можно связать с появлением в русском обществе нового религиозного чувства, менее аскетичного, эмоционально смягченного.
 
Икона «Богоматерь Одигитрия (Тихвинская)» первоначально была двусторонней и, по всей вероятности, имела изображение на обороте: ее основа была разъята на две части, отделенная часть иконы с изображением Богоматери дублирована дополнительной доской. На нижнем торце древней доски просматриваются следы крепления древка, которое позволяло высоко возносить икону над головами паствы во время проведения крестного хода. Размеры иконы (51 × 46 см) характерны для выносных образов. По мнению искусствоведа Лилии Евсеевой, этот памятник был создан московским мастером в строгановских мастерских Соли Вычегодской (совр. Сольвычегодск).
 
Икона «Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская)» относится к редкому иконографическому изводу, восходящему к образу, созданному Дионисием для местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря в 1502 году. Однако в этой иконе есть и особенности, заимствованные из других источников. Предполагается, что этот памятник также был создан в строгановских мастерских Соли Вычегодской, но уже не московским, а ростовским мастером, долгое время работавшим в северных землях.
 
Пятым экспонатом выставки стал уникальный двухсторонний выносной крест конца XVI века с изображением Распятия на лицевой стороне и Христа Второго Пришествия на обороте. Он также исполнен в строгановских мастерских на Вычегде. Как и икона Одигитрии, крест был вывезен собирателями из погоста в верховьях Северной Двины. Проведение выставок частных собраний всегда было одной из основных задач Музея русской иконы. Именно в показе широкой публике произведений из частных коллекций основатель музея Михаил Абрамов видел одну из целей созданной им культурной институции.
 
Предлагаемая вниманию зрителей выставка «Иконописные шедевры XV — XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия» является логичным продолжением этой линии деятельности Музея русской иконы.
_____________________________________________________________________________________
Экспозиция открыта для свободного посещения с 29 апреля по 28 мая 2022 года
Режим работы музея: суббота — вторник с 11:00 до 19:00, четверг — пятница с 13:00 до 21:00, среда — выходной день.
Вход свободный.
 
Подробности на сайте http://new.russikona.ru/events/221.
Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем