Того же лѣта пакы тотъ же христолюбивыи князь Володимеръ Андрѣевичь помысли въ собѣ мысль благу, яже о святѣи и церкви Болжіи, и яже о манастырскомъ устроеніи; благодатію же Божіею не токмо помыслы, но и дѣломъ сътвори. Въсхотѣ възградити собѣ манастырь въ Серпоховѣ на Высокомъ и въсхотѣвъ създати богомолью…
Эти строки процитированы из Симеоновской летописи 15-го века. И говорят они о том, что серпуховской князь, к слову, будущий герой Куликовской битвы, Владимир Андреевич Храбрый (хорошее прозвище, говорящее)… Так вот, серпуховской князь решил создать в своей вотчине православный мужской монастырь.
И за благословением в 1374 году обратился князь к преподобному Сергию Радонежскому. Сергий же, взяв с собою своего ученика Афанасия, пешком пришел к князю.
Отвлечемся на минуточку и сосредоточимся на слове «пешком». Расстояние от Троице-Сергиевой обители до Серпухова – побольше, чем полтораста километров. Что, князь, так уважавший преподобного Сергия, не мог транспорт предоставить? Да мог, конечно. Однако – пешком. Согласитесь – это тоже характеристика преподобного… Ну, мы отвлеклись…
По прибытии Сергий с учеником выбрали место для монастыря. Сергий совершил на месте будущего монастыря молитву. Избранное под монастырь место называлось Высоким, оттого и монастырь получил имя Высоцкого. А вот все дальнейшие работы по строительству монастыря легли уже на плечи преподобного Афанасия. Хотя и князь, конечно, заботами своими монастырь не оставил.
А через 6 лет, русское войско разгромило монголо-татар на Куликовом поле, причем громадная огромная заслуга в этой победе принадлежит как раз князю Владимиру Храброму, который вместе с воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским возглавлял так называемый засадный полк, в решающий момент ударивший во фланг и тыл золотоордынцев.
В ознаменование же победы и в память о погибших земляках князь воздвиг в монастыре каменный Зачатьевский собор.
Рассказали мы, конечно, о Высоцком монастыре не все – время программы ограничено.
Но все-таки в заключение коснемся еще одного момента.
В Серпухове, в Высоцком монастыре находится ныне особо почитаемая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся об исцелении которая считается исцеляющей от недуга пьянства.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема