Имя писателя Вячеслава Яковлевича Шишкова, на мой взгляд, останется в том, что можно назвать «классикой литературы» благодаря одному только произведению – роману о Сибири и сибиряках. Не умаляя, впрочем, и достоинств других его произведений. Скажем – исторической эпопеи «Емельян Пугачев». Но для меня Шишков – автор, прежде всего, потрясающего романа «Угрюм-река»…
Родился Шишков 3 октября 1873 года в Бежецке – это в Тверской области.
Учился в частном пансионе, потом в Бежецком городском 6-классном училище, а в 1891 году окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения.
И с 1894 года работал в Сибири, в Томске, а после получения соответствующего образования руководил геодезическими экспедициями по Оби, Енисею, Чулыму, Лене и многим другим сибирским рекам.
Исследовал Бию и трассу будущего Чуйского тракта, проект коего позже заканчивал уже в Петрограде в 1916 году.
Первая публикация Шишкова - символическая сказка «Кедр» была опубликована в 1908 году в томской газете «Сибирская жизнь». В 1916 году при содействии Максима Горького вышел первый сборник рассказов Шишкова «Сибирский сказ».
С 1927 года Шишков жил и писал в Царском Селе. С 1941 года по апрель 1942 – первую, самую страшную зиму блокады - Шишков жил в Ленинграде, писал статьи для фронтовых газет.
Скончался писатель 6 марта 1945 года, немного не дожив до Победы.
Роман же «Угрюм-река» вышел в 1933 году, писал его Шишков целых 14 лет, но, надо полагать, что замысел романа возник гораздо раньше, когда Шишков еще в 1895 году в Томском округе путей сообщения познакомился с потомком енисейского купеческого рода Николаем Ефимовичем Матониным. Именно Матонин рассказывал множество историй из жизни золотопромышленников Енисейской тайги. А истории те были весьма колоритными. И, надо отметить, стали одной из сюжетных линий романа.
Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.
В заключение же скажем, что в 1969 году Свердловская киностудия сняла 4-серийный фильм «Угрюм-река», снискавший в те годы вполне заслуженную популярность.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов