
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В истории христианства не раз появлялись люди, которые, прочитав Библию, хотели ее изменить. Изменить ее состав, изъяв отдельные книги, отрывки, скорректировав тексты. Кого-то смущала книга Иова, ведь в ней мы, на первый взгляд, встречаем совсем не благоговейное отношение к Богу. «Стоит изъять эту дерзкую книгу из Писания», — говорили они. Лютеру в свое время так не понравилось послание апостола Иакова, ведь автор говорил о спасении делами, что он первоначально убрал его из канона Нового Завета. Совсем недавно Лев Толстой правил Евангелие и удалял из него все, что ему казалось неправдоподобным и противоречащим его точке зрения.
Сегодняшнее чтение начинается с очень точных и емких слов апостола. Он говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Таково по-настоящему церковное отношение Писанию. Бог говорит через людей и в Писании звучит Его слово.
Кто-то услышит и скажет: что за глупость? Мало ли кто что написал?! Да и как Он через них говорит?
Такова вера Церкви. При этом в отличие от мусульман, которые считают, что весь Коран — это слово Алаха, Его прямая речь, христиане верят, что при написании священного текста люди выступают не в качестве медиумов, не практикуют слепое письмо, но сознательно и разумно действуют, соработничают с Богом. Бог вдохновляет их и они пишут тексты, но это вдохновение не лишает их личностных особенностей: поэтому Лука пишет как врач, Павел, как получивший хорошее фарисейское образование, а Моисей как тот, кто был научен всей мудрости Египетской. Какова была методика написания, мы не знаем, но знаем, что Писание безошибочно в вопросах веры и нравственности; знаем, что Ветхий Завет мы читаем через призму Нового… И самое главное, знаем, что если нам что-то не нравится — это повод подумать о себе, а не взяться за карандаш и вычеркивать что-то из текста.
Однажды женщина принесла священнику Библию и с разочарованием и сказала: «Я думала, хоть там все будет хорошо, все будут нравственными, но и там один кошмар и ужас». Ее это расстроило, но на самом деле должно было порадовать. Прочитать книгу про то, как Бог действует в стерильном мире безгрешных людей, а потом посмотреть вокруг себя и на самого себя и этой стерильности не обнаружить, что может быть печальнее!? Но Бог не таков. Да, мир не стерилен, он полон нечистоты, скорби и соперничества, но Бог действует именно в нем. И именно поэтому мы имеем надежду. Я отпадаю от Бога, но потом каюсь? Открою Давида, с которым произошло нечто подобное. Я отчаиваюсь? Прочитаю историю пророка Илии… На меня незаслуженно ополчились? Открою, наконец, Евангелие… А сколько дивных слов благодарности и славословия можно найти в этих текстах!
Открывая Писание и находя в них нечто, что нас смущает или даже возмущает, не будем сразу закрывать его… Задумаемся над тем, что люди очень разные открывали эту книгу в разные эпохи и находясь в разных состояниях… Вполне возможно, что другому человеку нужны именно эти строки… Именно они отзовутся в его сердце, в то время как что-то другое отзовется в нашем… Что бы по слову апостола мы стали совершенными Божиими людьми, ко всякому доброму делу приготовленными.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM