
Апостол Павел. Мозаика
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как понять выражение «относиться к врагам по-христиански»? И как найти в себе силы для такого отношения? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. Согласитесь, звучит не очень обнадеживающе. Но в каком-то смысле это закон нашей жизни. Человек может рассчитывать на поддержку со стороны окружающих, если он играет по тем правилам, которые приняты в обществе. В этом смысле первые христиане были обречены на неприязнь и даже злобу тех, с кем они жили. Ведь мир был языческим. И многое из того, что было нормой для обывателя, для последователя Спасителя являлось просто недопустимым. Яркий пример — участие в языческих ритуалах, которые пронизывали жизнь человека Античности, а также разного рода зрелища и увеселения. Христиане отказывались это делать. За то и страдали. И об этом до апостола Павла говорил ещё Сам Господь в Евангелии: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... будете ненавидимы всеми за имя Моё».
Кто-то увидит в этом приговор или даже проклятие. Вот, дескать, стал христианином в надежде на спокойную жизнь, на защиту от Бога, на решение всех проблем, а тут, оказывается, проблем стало ещё больше. Однако в словах апостола Павла мы не чувствуем безысходности. Он говорит о том, что всё претерпел, и в конечном итоге Господь его от всего избавил. Ещё одно странное заявление, учитывая то, что Павел закончил свою жизнь мученически. До конца своих дней он был гоним, терпел лишения, и, в конце концов, был обезглавлен. Конечно, его слова об избавлении можно понимать как слова поддержки Тимофею. Дескать, есть в жизни полоса белая, полоса чёрная. Я многое претерпел, и каждый раз Господь избавлял меня от напастей. И в будущем избавит. Поэтому и ты не унывай. Однако есть в словах Павла и более глубокий, непреходящий смысл. Он будет полезен и для нас.
Любую конфликтную ситуацию, в которой лично я испытываю страдания, христианская традиция рассматривает как возможность исполнить заповедь Христову о прощении недругам. Раз за разом мы можем понуждать себя вкладывать ту энергию боли, которая пронзает наше сердце, не в сопротивление и противостояние, не в самооправдания и обвинения, но в слова молитвы к Богу. В этой молитве мы просим для себя терпения и душевного покоя. Но самое важное, мы просим за своего обидчика. Мы молим Бога дать ему то самое лучшее, что он сам мог бы себе пожелать. Или как советовал на этот счёт преподобный Паисий Святогорец: «Дай ему, Господи, достигнуть меры святости его святого покровителя».
Это и есть христианское отношение к врагам. Да, процесс болезненный и во многом неприятный. Но именно такое понуждение себя открывает наше сердце для Бога. Именно за эту внутреннюю работу, как говорит преподобный Марк Подвижник, «благодать, сокровенно данная нам при святом крещении, будет действовать в нас уже не скрыто, но ощутимо для нашего сознания и чувства». Причём чем глубже нанесенная нам рана, чем сильнее обида, которую мы пытаемся преодолеть, тем больше мира и покоя может войти в сердце. А потому наши самые злые супостаты — это в то же время и наша самая большая возможность примириться с Творцом.
Вот что позволяло апостолу Павлу пройти свой путь достойно до конца и среди людской злобы говорить, что Бог избавил Его от всех напастей. Апостол ощущал в душе мир и покой. Он не смотрел на обидчиков взглядом загнанного в угол животного, которое огрызается и трясется от страха. Он смотрел на них глазами любящего отца, который молится за своих детей. Он видел в них всего лишь малых, неразумных, злых подростков, которые делают больно окружающим от собственной боли, потому что сами страдают. Согласитесь, это совсем иное отношение к жизни. Апостол не ощущает себя жертвой обстоятельств, он не чувствует себя вселенским страдальцем. В нём совершается сила, на которой держится жизнь. Такую силу апостол предлагает обрести и нам. Всё, что от нас требуется, — просто решимость начать молиться за своих обидчиков Христу Спасителю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» помогает детям-сиротам пройти лечение и обрести семью

Миша появился на свет 9 лет назад. Его рождение пошло не по плану: он не смог самостоятельно дышать и перенёс несколько операций. Родные от него отказались. После того, как Миша окреп, его отвезли сначала в дом ребёнка, а затем в детский дом. Из-за врождённых нарушений мальчик не мог нормально двигаться, зато покорял сердца тех, кто вокруг, своим обаянием и улыбчивостью.
В 2021 году, когда Мише было 5 лет, в детский дом города Владикавказа, где он находился, приехали сотрудники фонда «Дорога жизни». Проект помогает детям-сиротам получить качественное лечение, обрести поддержку взрослых и любящую семью. Его команда вспоминает первую встречу с мальчиком: «Миша был единственным ребёнком в детдоме, который не ходил сам. Но он был очаровательный, коммуникабельный, весёлый — человек-улыбка».
С поддержкой фонда «Дорога жизни» ребёнок перенёс две операции и прошёл реабилитацию в Москве. И после этого встал на ноги. Вскоре мальчиком заинтересовались приёмные родители. Они забрали Мишу, но так и не смогли его принять. И он вернулся обратно в детский дом.
Тогда благотворительный фонд «Дорога жизни» разместил о Мише статью на своих ресурсах, так о нём узнала семья из Москвы. Родители прилетели к ребёнку во Владикавказ и после встречи с ним поняли, что Миша будет новым членом их семьи.
Сейчас у мальчика совсем другая жизнь: у него есть папа и мама, брат, сестра, свой дом и три собаки. Но главное — есть любовь, забота и понимание.
При поддержке фонда «Дорога жизни» ребята из детских домов с различными нарушениями проходят лечение, реабилитации и обретают возможность найти семью. Поддержать фонд и его подопечных можно на сайте «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-я неделя по Пасхе. Антипасха». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.5:12-20) и Евангельского (Ин.20:19-31) чтений в воскресенье после Пасхи, именуемое Антипасха, и вспоминается уверение апостола Фомы, а также Радонице — особом дне поминания усопших, о днях памяти преподобного Зосимы Соловецкого, блаженной Матроны Московской.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица