
Апостол Павел. Мозаика
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как понять выражение «относиться к врагам по-христиански»? И как найти в себе силы для такого отношения? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. Согласитесь, звучит не очень обнадеживающе. Но в каком-то смысле это закон нашей жизни. Человек может рассчитывать на поддержку со стороны окружающих, если он играет по тем правилам, которые приняты в обществе. В этом смысле первые христиане были обречены на неприязнь и даже злобу тех, с кем они жили. Ведь мир был языческим. И многое из того, что было нормой для обывателя, для последователя Спасителя являлось просто недопустимым. Яркий пример — участие в языческих ритуалах, которые пронизывали жизнь человека Античности, а также разного рода зрелища и увеселения. Христиане отказывались это делать. За то и страдали. И об этом до апостола Павла говорил ещё Сам Господь в Евангелии: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... будете ненавидимы всеми за имя Моё».
Кто-то увидит в этом приговор или даже проклятие. Вот, дескать, стал христианином в надежде на спокойную жизнь, на защиту от Бога, на решение всех проблем, а тут, оказывается, проблем стало ещё больше. Однако в словах апостола Павла мы не чувствуем безысходности. Он говорит о том, что всё претерпел, и в конечном итоге Господь его от всего избавил. Ещё одно странное заявление, учитывая то, что Павел закончил свою жизнь мученически. До конца своих дней он был гоним, терпел лишения, и, в конце концов, был обезглавлен. Конечно, его слова об избавлении можно понимать как слова поддержки Тимофею. Дескать, есть в жизни полоса белая, полоса чёрная. Я многое претерпел, и каждый раз Господь избавлял меня от напастей. И в будущем избавит. Поэтому и ты не унывай. Однако есть в словах Павла и более глубокий, непреходящий смысл. Он будет полезен и для нас.
Любую конфликтную ситуацию, в которой лично я испытываю страдания, христианская традиция рассматривает как возможность исполнить заповедь Христову о прощении недругам. Раз за разом мы можем понуждать себя вкладывать ту энергию боли, которая пронзает наше сердце, не в сопротивление и противостояние, не в самооправдания и обвинения, но в слова молитвы к Богу. В этой молитве мы просим для себя терпения и душевного покоя. Но самое важное, мы просим за своего обидчика. Мы молим Бога дать ему то самое лучшее, что он сам мог бы себе пожелать. Или как советовал на этот счёт преподобный Паисий Святогорец: «Дай ему, Господи, достигнуть меры святости его святого покровителя».
Это и есть христианское отношение к врагам. Да, процесс болезненный и во многом неприятный. Но именно такое понуждение себя открывает наше сердце для Бога. Именно за эту внутреннюю работу, как говорит преподобный Марк Подвижник, «благодать, сокровенно данная нам при святом крещении, будет действовать в нас уже не скрыто, но ощутимо для нашего сознания и чувства». Причём чем глубже нанесенная нам рана, чем сильнее обида, которую мы пытаемся преодолеть, тем больше мира и покоя может войти в сердце. А потому наши самые злые супостаты — это в то же время и наша самая большая возможность примириться с Творцом.
Вот что позволяло апостолу Павлу пройти свой путь достойно до конца и среди людской злобы говорить, что Бог избавил Его от всех напастей. Апостол ощущал в душе мир и покой. Он не смотрел на обидчиков взглядом загнанного в угол животного, которое огрызается и трясется от страха. Он смотрел на них глазами любящего отца, который молится за своих детей. Он видел в них всего лишь малых, неразумных, злых подростков, которые делают больно окружающим от собственной боли, потому что сами страдают. Согласитесь, это совсем иное отношение к жизни. Апостол не ощущает себя жертвой обстоятельств, он не чувствует себя вселенским страдальцем. В нём совершается сила, на которой держится жизнь. Такую силу апостол предлагает обрести и нам. Всё, что от нас требуется, — просто решимость начать молиться за своих обидчиков Христу Спасителю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов