
2 Тим., 295 зач., III, 1-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании есть немало таких отрывков, которые несмотря на трагизм и ужас своего звучания, обладают успокаивающим и обнадёживающим эффектом. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит именно такой отрывок. Он взят из 3-й главы Второго послания к Тимофею святого апостола Павла. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Только что прозвучавший отрывок начинается с упоминания апостолом Павлом «времён тяжёлых», которые наступят в «последние дни». Вполне естественно, что, когда мы слышим словосочетание «последние дни», мы склонны относить их к времени, непосредственно предшествующему Второму Пришествию Христову и, как следствие, кончине видимого мира. У нас для такого отнесения есть все основания. Так, мы можем вспомнить, что о времени конечного исполнения библейских пророчеств как о последних днях говорили пророки Ветхого Завета (см. Иез. 38:16), а Христос называл день всеобщего воскресения «последним днём» (см. Ин. 6:40). Однако, «последними днями» книга Деяний святых апостолов называет и время излияния Духа Святого (см. Деян. 2:17), то есть время начала бытия Христовой Церкви. Многозначность понятия «последних дней» может нас привести к некоторой путанице, но здесь нам на помощь приходит продолжение прозвучавшего сегодня отрывка из Послания к Тимофею: говоря о последних днях, апостол Павел упоминает то, что уже происходит, то, чему он сам свидетель. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что в контексте апостольских посланий «последние дни» — это всё то время, которое заполняет собой промежуток от Схождения Святого Духа на апостолов до Второго Христова Пришествия.
В эти самые «последние дни», то есть в общую нашу с первыми христианами эпоху, будет иной раз происходить нечто сколь странное, столь же и неприятное: станут появляться те люди, которых святой апостол Павел удостоил крайне негативных эпитетов — «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы» и так далее. Очевидно, что эти слова апостол относил к конкретным людям, с которыми он сам был знаком. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею, чтобы он не входил в общение с такими людьми. Если апостолу Тимофею было небезопасно для духовного здоровья общаться с ними, то тем более опасно общаться с ними и нам, а потому к рекомендации апостола Павла стоит прислушаться.
На первый взгляд кажется, что апостол Павел перечислил здесь лишь некоторые категории грешников, а именно грешников пришёл спасти Христос, так почему же Тимофей вместо того, чтобы попытаться привести этих людей к покаянию, должен избегать общения с ними? Нет ли в этом нарушения евангельской логики?
Если мы внимательно присмотримся к приведённому Павлом перечню дурных характеристик, то мы увидим в них нечто общее: базой для всех этих состояний является лицемерие, к примеру, злоречие характеризуется произнесением злых слов за спиной того, к кому они относятся, в глаза же злоречивый человек может мило улыбаться, ну а о клевете и неблагодарности нечего и говорить, с этими грехами всё понятно без каких-либо комментариев. Опыт Спасителя, Который обращался ко всем, показал, что инфицированный лицемерием человек не способен откликнуться на Его проповедь, а потому-то Господь и произнёс страшные слова в адрес погрязших в лицемерии первосвященников, книжников и старейших иудейских, в конечном итоге Господь отказался от общения с Ними. Апостол Павел рекомендует сделать то же самое: не тратить ни времени, ни сил на тех, кого поработило себе лицемерие со всеми его бесчисленными вариациями. Конечно, о таких людях необходимо молиться, но в первую очередь стоит молиться о самих себе, дабы никого из нас не коснулся этот страшный порок, от которого да избавит нас Господь Всемилостивый!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема