2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании есть немало таких отрывков, которые несмотря на трагизм и ужас своего звучания, обладают успокаивающим и обнадёживающим эффектом. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит именно такой отрывок. Он взят из 3-й главы Второго послания к Тимофею святого апостола Павла. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Только что прозвучавший отрывок начинается с упоминания апостолом Павлом «времён тяжёлых», которые наступят в «последние дни». Вполне естественно, что, когда мы слышим словосочетание «последние дни», мы склонны относить их к времени, непосредственно предшествующему Второму Пришествию Христову и, как следствие, кончине видимого мира. У нас для такого отнесения есть все основания. Так, мы можем вспомнить, что о времени конечного исполнения библейских пророчеств как о последних днях говорили пророки Ветхого Завета (см. Иез. 38:16), а Христос называл день всеобщего воскресения «последним днём» (см. Ин. 6:40). Однако, «последними днями» книга Деяний святых апостолов называет и время излияния Духа Святого (см. Деян. 2:17), то есть время начала бытия Христовой Церкви. Многозначность понятия «последних дней» может нас привести к некоторой путанице, но здесь нам на помощь приходит продолжение прозвучавшего сегодня отрывка из Послания к Тимофею: говоря о последних днях, апостол Павел упоминает то, что уже происходит, то, чему он сам свидетель. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что в контексте апостольских посланий «последние дни» — это всё то время, которое заполняет собой промежуток от Схождения Святого Духа на апостолов до Второго Христова Пришествия.
В эти самые «последние дни», то есть в общую нашу с первыми христианами эпоху, будет иной раз происходить нечто сколь странное, столь же и неприятное: станут появляться те люди, которых святой апостол Павел удостоил крайне негативных эпитетов — «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы» и так далее. Очевидно, что эти слова апостол относил к конкретным людям, с которыми он сам был знаком. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею, чтобы он не входил в общение с такими людьми. Если апостолу Тимофею было небезопасно для духовного здоровья общаться с ними, то тем более опасно общаться с ними и нам, а потому к рекомендации апостола Павла стоит прислушаться.
На первый взгляд кажется, что апостол Павел перечислил здесь лишь некоторые категории грешников, а именно грешников пришёл спасти Христос, так почему же Тимофей вместо того, чтобы попытаться привести этих людей к покаянию, должен избегать общения с ними? Нет ли в этом нарушения евангельской логики?
Если мы внимательно присмотримся к приведённому Павлом перечню дурных характеристик, то мы увидим в них нечто общее: базой для всех этих состояний является лицемерие, к примеру, злоречие характеризуется произнесением злых слов за спиной того, к кому они относятся, в глаза же злоречивый человек может мило улыбаться, ну а о клевете и неблагодарности нечего и говорить, с этими грехами всё понятно без каких-либо комментариев. Опыт Спасителя, Который обращался ко всем, показал, что инфицированный лицемерием человек не способен откликнуться на Его проповедь, а потому-то Господь и произнёс страшные слова в адрес погрязших в лицемерии первосвященников, книжников и старейших иудейских, в конечном итоге Господь отказался от общения с Ними. Апостол Павел рекомендует сделать то же самое: не тратить ни времени, ни сил на тех, кого поработило себе лицемерие со всеми его бесчисленными вариациями. Конечно, о таких людях необходимо молиться, но в первую очередь стоит молиться о самих себе, дабы никого из нас не коснулся этот страшный порок, от которого да избавит нас Господь Всемилостивый!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.