2 Тим., II, 1–10
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пророки Ветхого Завета, несмотря на определённую сложность речи некоторых из них, использовали в своей речи понятные и привычные слушателям образы, самый известный из которых — образ виноградника. Христос поступал точно так же, как правило, Его наставления содержат в себе отсылки к понятным и привычным Его слушателям образам, именно поэтому в Евангелии мы читаем о всё тех же виноградниках, о пастухах и овцах, о семенах, о закваске, о всём том, что окружало в повседневной жизни рядового израильтянина первого века по Рождестве Христовом. Неудивительно, что и апостолы тоже предпочитали идти по этому пути, они тоже брали аналогии из окружающего мира. Именно поэтому в посланиях апостола Павла мы находим те сравнения, которые были понятны представителям греческого мира. Так, во 2-й главе Второго послания апостола Павла к Тимофею мы можем прочитать о сравнении духовной жизни с жизнью военных и с жизнью спортсменов. Отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Очевидно, что приводимые апостолом Павлом аналогии значительно ближе к жизни большинства наших современников, чем аналогии Христа: мало кто из нас понимает, как устроена, скажем, деятельность пастуха, но мы имеем представление о жизни военных и о жизни спортсменов, а потому слова апостола Павла понятны без каких-либо комментариев.
К примеру, его фраза «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим. 2:4) представляется совершенно прозрачной: в любой стране профессиональные военные посвящают свою жизнь исключительно делам своей службы, и они не имеют права заниматься чем-либо ещё, потому как в противном случае это негативно скажется на исполнении ими их прямых воинских обязанностях. Применительно к христианской жизни эта апостольская сентенция означает, что те люди, которые посвятили себя служению Христу, — в первую очередь, священнослужители и монахи — не должны пытаться совмещать своё служение с какими-либо иными видами деятельности, не имеющими прямой и непосредственной связи с их основным занятием. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в это апостольское предписание, а потому сегодня в тех случаях, когда церковное служение оказывается неспособным обеспечить необходимый уровень жизни священнослужителя, ему дозволяется иметь и светскую работу, правда, эта работа, во-первых, должна быть вторична по отношению к служению Церкви, а во-вторых, она не должна каким-либо образом мешать таковому служению, то есть в светской работе священнослужителя не может быть места нарушению норм христианской морали.
Следующая сентенция апостола Павла имеет отношение к спортивным состязаниям, и её общий смысл тоже понятен без каких-либо комментариев: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). Спортсмен сможет получить награду лишь в том случае, если будет соблюдать правила состязания. Так и христианин сможет получить свою награду только при выполнении тех условий, который неоднократно озвучены в Евангелии. Эти условия всем прекрасно известны, и они объединены одним принципом: доверие Богу всегда и несмотря ни на что, которое должно находить своё выражение в нравственной жизни и в готовности пострадать за имя Христово в том случае, если такова будет воля Божия. Сам апостол Павел с честью прошёл свой путь, а потому он по праву мог ставить себя самого в пример Тимофею и всем последующим поколениям христиан.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема