
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться адекватно воспринимать мир и окружающих людей? Что необходимо для этого сделать? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 3-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Священное Писание Ветхого Завета рассказывает о том, что, когда Моисей спустился с горы Синай, где он получил заповеди от Бога, его лицо сияло неземным светом. Евреи не могли смотреть на него, настолько ослепительным было это сияние. А потому пророк специально накинул на свою голову покрывало, скрыв от соплеменников славу Божества. Люди просто были ещё не способны вместить такой высокий духовный опыт. Те заповеди, которые дал Господь Моисею, должны были постепенно приготовить их к этому.
Через призму этого образа Павел объясняет, почему его соплеменники не могут принять Христа, хотя, казалось бы, о нём прямо говорится в ветхозаветных пророчествах. Апостол поясняет: на их сердце лежит покрывало. А потому их ум ослеплён, погружён во тьму. Текст читают, а подлинный смысл не видят. В душе не отзывается. Не готова она ещё принять откровение о Христе.
Сказанное апостолом является универсальным законом духовной жизни человека. Сформулировать его можно следующим образом: наше восприятие окружающей действительности напрямую зависит от нашего духовного состояния. Чтобы не быть голословным, приведу пример, который будет всем понятен. Когда в школе по программе я должен был читать роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это превращалось для меня в смертельную муку. Для меня это была всего лишь детективная история с непонятными и скучными философскими отступлениями. Смысл текста был скрыт от моего ума, так как душа ещё не была готова к его восприятию. Прошло время. Многое довелось пережить. О многом задуматься. И вот тот же текст у меня в руках в 40 лет. Как же глубоко теперь отзывается каждая строчка романа Достоевского в сердце. «Будто с меня писали», — говоришь сам себе. Изменилось внутреннее состояние, изменилось восприятие. Мы воспринимаем мир через призму своего опыта.
Так и в духовной жизни. Радостно на душе, вокруг замечаю одни улыбки. На душе скверно — вижу вокруг себя одни заговоры и предательства. Как говорит Христос в Евангелии, «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». Тогда ключевой вопрос — а какое состояние необходимо для того, чтобы моё восприятие реальности было максимально адекватным? Для этого, согласно апостолу, недостаточно быть умным человеком. Ум — всего лишь инструмент нашего познания. Он помогает оперативно обрабатывать информацию. Бывает, что человек накачал мозги, он неплохо справляется с составлением разного рода статистик, но воспринимать мир адекватно не в состоянии. Его ум скользит по поверхности фактов, а внутрь проникнуть не может. Нередко поэтому он причиняет своим поведением боль людям. Он не видит истинные мотивы их поступков. Не чувствует их душу. И в своих словах и делах наносит им такой же ущерб, как если бы он был пьяный. Вроде бодрствует, рассуждает логично, а осознанности нет. Поэтому и говорит апостол, что для истинного восприятия самого себя и окружающей действительности необходимо сияние Духа Господня в сердце. Это те очки, через призму которых я могу видеть мир вокруг себя в подлинном свете.
Каждому из нас Дух Божий даётся в Крещении, словно маленькое семечко. Наша задача взрастить Его в себе. Как это сделать? Очень просто. Необходимо на ежедневной основе приучить себя к исполнению Евангельских заповедей. Суть их проста: наша жизнь должна превратиться в служение тем, кто нас окружает, и близким, и дальним. Именно для этого и установлены церковные таинства, в которых мы черпаем силы для этого служения. Двигаясь в этом направлении, мы постепенно собственными руками создаём благоприятные условия для того, чтобы Бог посетил нас. Мы прилагаем все усилия, чтобы изменить свои мысли, свои слова и поступки согласно тому образу, который дан нам в Евангелии, в ответ на это Дух раскрывается в нашем сердце всё больше и больше. Это происходит постепенно, не сразу. Чтобы яркий свет не ослепил нас. Однако благодаря именно этой работе то семечко Духа, которое дано нам в Крещении, прорастает, чтобы подарить нам новый взгляд на окружающий мир, людей и самих себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов