2 Кор., 174 зач., III, 12-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться адекватно воспринимать мир и окружающих людей? Что необходимо для этого сделать? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 3-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Священное Писание Ветхого Завета рассказывает о том, что, когда Моисей спустился с горы Синай, где он получил заповеди от Бога, его лицо сияло неземным светом. Евреи не могли смотреть на него, настолько ослепительным было это сияние. А потому пророк специально накинул на свою голову покрывало, скрыв от соплеменников славу Божества. Люди просто были ещё не способны вместить такой высокий духовный опыт. Те заповеди, которые дал Господь Моисею, должны были постепенно приготовить их к этому.
Через призму этого образа Павел объясняет, почему его соплеменники не могут принять Христа, хотя, казалось бы, о нём прямо говорится в ветхозаветных пророчествах. Апостол поясняет: на их сердце лежит покрывало. А потому их ум ослеплён, погружён во тьму. Текст читают, а подлинный смысл не видят. В душе не отзывается. Не готова она ещё принять откровение о Христе.
Сказанное апостолом является универсальным законом духовной жизни человека. Сформулировать его можно следующим образом: наше восприятие окружающей действительности напрямую зависит от нашего духовного состояния. Чтобы не быть голословным, приведу пример, который будет всем понятен. Когда в школе по программе я должен был читать роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это превращалось для меня в смертельную муку. Для меня это была всего лишь детективная история с непонятными и скучными философскими отступлениями. Смысл текста был скрыт от моего ума, так как душа ещё не была готова к его восприятию. Прошло время. Многое довелось пережить. О многом задуматься. И вот тот же текст у меня в руках в 40 лет. Как же глубоко теперь отзывается каждая строчка романа Достоевского в сердце. «Будто с меня писали», — говоришь сам себе. Изменилось внутреннее состояние, изменилось восприятие. Мы воспринимаем мир через призму своего опыта.
Так и в духовной жизни. Радостно на душе, вокруг замечаю одни улыбки. На душе скверно — вижу вокруг себя одни заговоры и предательства. Как говорит Христос в Евангелии, «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». Тогда ключевой вопрос — а какое состояние необходимо для того, чтобы моё восприятие реальности было максимально адекватным? Для этого, согласно апостолу, недостаточно быть умным человеком. Ум — всего лишь инструмент нашего познания. Он помогает оперативно обрабатывать информацию. Бывает, что человек накачал мозги, он неплохо справляется с составлением разного рода статистик, но воспринимать мир адекватно не в состоянии. Его ум скользит по поверхности фактов, а внутрь проникнуть не может. Нередко поэтому он причиняет своим поведением боль людям. Он не видит истинные мотивы их поступков. Не чувствует их душу. И в своих словах и делах наносит им такой же ущерб, как если бы он был пьяный. Вроде бодрствует, рассуждает логично, а осознанности нет. Поэтому и говорит апостол, что для истинного восприятия самого себя и окружающей действительности необходимо сияние Духа Господня в сердце. Это те очки, через призму которых я могу видеть мир вокруг себя в подлинном свете.
Каждому из нас Дух Божий даётся в Крещении, словно маленькое семечко. Наша задача взрастить Его в себе. Как это сделать? Очень просто. Необходимо на ежедневной основе приучить себя к исполнению Евангельских заповедей. Суть их проста: наша жизнь должна превратиться в служение тем, кто нас окружает, и близким, и дальним. Именно для этого и установлены церковные таинства, в которых мы черпаем силы для этого служения. Двигаясь в этом направлении, мы постепенно собственными руками создаём благоприятные условия для того, чтобы Бог посетил нас. Мы прилагаем все усилия, чтобы изменить свои мысли, свои слова и поступки согласно тому образу, который дан нам в Евангелии, в ответ на это Дух раскрывается в нашем сердце всё больше и больше. Это происходит постепенно, не сразу. Чтобы яркий свет не ослепил нас. Однако благодаря именно этой работе то семечко Духа, которое дано нам в Крещении, прорастает, чтобы подарить нам новый взгляд на окружающий мир, людей и самих себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
О благодарности. Ольга Цой
Однажды я спросила знакомого иеромонаха: «Батюшка, в чем смысл моей жизни?». Вопрос был не риторическим, очень личным. Думала, он скажет: «Как — в чем? У тебя семья, двое малолетних детей, надо их вырастить, воспитать...». Но батюшка ответил на мой вопрос не задумываясь: «Быть с Богом». «А как это — быть с Богом? — продолжила я. — Не понимаю. Уж очень абстрактно...». «Это значит — за все благодарить», — последовал ответ.
Я начала размышлять об этом. И стала замечать, как часто звучит слово «благодарим» в церковных службах! «Благодарим Господа!» — дает возглас священник во время Евхаристического канона. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» — звучит молитва самого важного момента Литургии, во время которого происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в конце службы мы слышим призыв батюшки: «Поблагодарим Господа!».
Я посмотрела этимологию самого слова «благодарность». По-русски все очевидно — «благо дарить» — «делать добрые дела». А вот по-гречески это слово звучит как «евхаристия».
Евхаристия! Причастие! Стала читать святых отцов и поняла, что Таинство, которое установил Сам Господь, — не просто вкушение Его плоти и крови, чтобы так соединиться со Христом, это — благодарение за Его жертву, за Его любовь, за все блага, которые нам дает Господь ежедневно!
Так мы наследуем жизнь вечную. Выходит, благодарность, прославлять Бога, — это и есть путь в Царство Небесное.
Какой простой совет дал батюшка — благодарить Бога. И как много открылось мне, когда только попыталась начать это осознавать.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Семёнов. «На зимнем перекрестке»
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Бог есть. Анна Тумаркина
Я родилась и выросла в атеистической семье. В детском саду и школе нам, детям, о Боге ничего не говорили. Но в детских сказках и поучительных рассказах периодически возникал образ некоего Высшего Существа, создателя Земли, которого называли то «Бог», то «Господь». И я, пятилетняя девочка, захотела спросить у отца:
— Папа, Бог создал нашу Землю, а кто создал Бога?
Почему-то вопрос о создании Земли для меня был как-бы уже решен. Папа разрешил мои сомнения, но очень неожиданно:
— Кто тебе сказал, что Бог создал нашу Землю? Бога нет!
Я не на шутку удивилась. Мы очень долго и очень подробно говорили с отцом о существовании, вернее, о несуществовании Высшей Силы. Отец настаивал на том, что если бы Создатель существовал, Он не допустил бы жестокости и насилия. Припомнил, что Гагарин в Космос летал, а Бога не видел. Все эти аргументы хорошо известны, особенно тем, кто родился в СССР.
Я поверила отцу. Но не успокоилась. Мой интерес к Богу просто поменял знак с плюса на минус: я стала буквально воинствующей атеисткой. Всех, кого только можно, я с пристрастием допрашивала:
— Ты веришь в Бога?
И если мне отвечали положительно, разворачивала такую антирелигиозную пропаганду, что и советскому журналу «Безбожник» не снилось. Но это на людях. А наедине с собой я словно сама себя убеждала: «Бога нет, потому что...» И так каждый день.
Тем временем СССР распался и люди отчаянно бросились на поиски Бога: кто в Православии, кто в других традиционных религиях, а кто и в сектах. Словно приученные к дефициту, хватали первое, что попадется: вдруг завтра вера снова будет под запретом? На радио и телевидении появилось множество религиозных программ. В продаже появились Библия, Евангелие.
Моя тетя, в прошлом образцовая атеистка, пламенная комсомолка, всерьез уверовала и крестилась. Как же я ее укоряла! Как же мы с ней спорили: до криков, почти до оскорблений доходило с моей стороны. И в то же время ... Как же я ей... завидовала. Завидовала, сама не знаю, чему. Возможно, чувствовала, что там, в красивом здании с позолоченными куполами, которое она посещала раз в неделю, происходит нечто удивительное, что мне не дано. Зависть не давала покоя. Словно раскручивала какой-то внутренний вихрь, заставляя самой себе твердить: «Бога нет! Бога нет!» Я повторяла это вслух, когда оставалась дома одна, пока никто не видит и не слышит.
Все убеждала, убеждала себя, но чем дальше, тем больше понимала: себя не обманешь. Я больше не могу не верить. Борьба с Богом — борьба с истиной. И вот, по обыкновению оставшись дома одна, вдруг громко, неожиданно выкрикнула: «Бог есть!»
Я сама себя испугалась. Но как же мне стало хорошо! Светло и спокойно. Не нужно было больше ничего доказывать, ни себе, ни окружающим. Зависти к моей верующей тете и след простыл, на ее месте возникло чувство счастливого единения и совместной причастности большой и радостной тайне.
Ни секунды не смущали все известные мне доводы против. Я прочувствовала, прожила сердцем, душой, разумом: Бог есть! Это собственно, и было начало моего пути ко Христу.
Прошло много лет. Дорога в Церковь не была ни гладкой, ни краткой. Не раз и не два я разочаровывалась и отступала. Потом каялась и хваталась за веру, как за спасательный круг. Все для того, чтобы в 26 лет принять Православное Крещение и успокоиться. Больше не за чем в чем-то убеждать или разубеждать себя и других. Можно просто выдохнуть и с полной уверенностью засвидетельствовать: Бог есть.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение