2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается духовная жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Представьте себе ситуацию. Я прихожу домой после тяжёлого рабочего дня. Когда же это закончится, — думаю я. Эти отчёты, эти проверки, эти требования и придирки начальства, это недовольство подчинённых, эта нехватка денег, этот кредит на машину. Я заваливаюсь на диван, включаю телевизор, чтобы хоть как-то отвлечься от раздражения и недовольства. Тут заходит моя жена. Она весь день дома с детьми. Она тоже раздражена и недовольна. Младший заболел, средний принёс из школы двойку, старший подрался, кот сорвал карниз со шторами и подрал обои, потёк кран, она в очередной раз поссорилась со свекровью, которая обвиняет её в том, что она не так воспитывает детей. В её голове всего лишь одна мысль: когда же всё это закончится. И вот вместо того, чтобы нежно меня обнять и поцеловать, позвать за стол ужинать, угрюмо бросает всего лишь одну фразу: «вместо того, чтобы сидеть и ничего не делать, шёл бы и кран починил. Совсем мужика дома нет».
Что будет дальше, представить несложно. Даже при самом мягком раскладе конфликт неизбежен. Ведь у каждого из нас есть ощущение своей правды и своей правоты. Это ощущение исходит из нашей больной самости. Она убеждает меня, что я несчастлив лишь по той причине, что самые близкие люди ведут себя со мной неподобающе. Она заставляет меня жалеть себя, она предъявляет к другому претензии, она обижается, если ближний не оправдывает моих ожиданий и не понимает меня. Если я слушаюсь её, свою самость, то вся моя жизнь — это постоянный бег по кругу: у меня есть ожидания, окружающие их не оправдывают, я обижаюсь, обижаю сам, мне возвращают той же монетой. И так без конца. Вот эта зацикленность на себе, в результате которой в центре моей жизни стоят мои хотелки и мои амбиции, отделяет меня от других людей и от Бога. А потому это корень моей смертности. Это причина, почему мне бывает плохо, пусто, одиноко и тоскливо. Я всегда иду на поводу у своей эгоистичной правды об окружающей действительности.
А вот теперь представьте, что вместо того, чтобы ожидать понимания со стороны жены, вместо того чтобы резко ответить на её ворчание, я посмотрел в себя и увидел, как во мне извивается этот паразит эгоизма. Я помолился Богу, попросил Его помощи, сделал над собой усилие, подошёл, обнял жену, поцеловал её и совершил немыслимый для меня поступок: достал ящик с инструментами и пошёл чинить кран. Наплевав на свою усталость, на свою правоту, на свои ожидания, на свои справедливые требования о том, чтобы жена была более внимательной ко мне, ведь я кормилец и от моей работы зависит благосостояние семьи. Представьте, что потом, починив кран, я начну поступать подобным образом и в других ситуациях. Мой эгоизм сразу станет вопить: «Ты с ума сошёл! На тебе начнут ездить. Тобой начнут пользоваться. Ты превратишься в терпилу, в тряпку, в жертву. Подумай о людях: ты же оказываешь им медвежью услугу!»
Сегодня апостол Павел даёт понять, что это всего лишь предсмертная агония моей самости. Не стоит обращать на эти истерики внимания. Это скулёж ветхого человека, который привык во всём искать свою выгоду. Он чует, что мы предаём его на смерть. Ведь если я совершаю эти новые действия ради Христа, с целью во всём исполнять Его волю, которая заключается в том, чтобы я во всех своих делах жил по Евангельским заповедям, то во мне происходят удивительные трансформации. Старое умирает. Появляется новое. Мой ум, изъеденный паразитом самомнения и гордости, обретает ясность. Моя душа, раскисшая от саможалости и бесконечных претензий, становится мужественной и стойкой в самых сложных жизненных ситуациях. Даже моё тело, которое больше похоже на глиняный сосуд, преображается: глаза начинают гореть, лицо сиять, во всём чувствуется сила и уверенность. В самих глубинах моего существа открывается новая реальность, бесценное сокровище, которое есть полнота жизни в Боге, Пасха Христова, Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.