2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы временами ошибаемся. Иногда сами это замечаем, иногда на наши ошибки нам указывают другие. О своём опыте отношений к чужим ошибкам рассказывает апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав 2 послания к Коринфянам. Этот отрывок читается сегодня за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Коринфская община, отрывок из письма к которой мы читали сегодня, была очень непростой. Для них апостол Павел был тем, кто пришёл к ним с благой вестью, за что многие его любили и почитали. Однако он был также их современником, не лишённым своих недостатков, говорившим порой спорные вещи, из-за чего некоторые относились к нему с подозрением или даже враждебностью. Какое-то время, после письменных увещеваний, апостол не приходил в Коринф и некоторые решили, что он побаивается говорить те же вещи лицом к лицу.
Сам Павел, конечно, знал истинную причину своей задержки, но её надо было правильно объяснить тем, к кому он обращался. Именно поэтому важно расслышать интонацию, с которой он говорит. Хотя он апостол, а они ученики, Павел начинает с того, что подчёркивает их общность, говорит о том, что их объединяет. Помню, как однажды на уроке гомилетики — науки о том, как произносить проповедь, мой однокурсник получил задание сказать проповедь на определённую тему. Он начал так: «Дорогие братья и сестры, вы...» и тут же был остановлен преподавателем, который сказал, что необходимо говорить «мы», не отделяя себя от слушателей. И вот, Павел начинает именно так. Он подчёркивает, что ни он, ни коринфяне не утвердились во Христе самостоятельно, своими силами. Они лишь обращаются к Богу, который утверждает их и подаёт им залог Духа как гарантию Своей поддержки. Ведь как мы даём нечто в залог, гарантируя свои обязательства, так Господь даёт нам Духа, Который наполняет наши сердца и утверждает нас в христианской жизни.
Впрочем, всё же апостол Павел — наставник, а адресаты его послания — наставляемые. Поэтому, подчеркнув их общность во Христе, Павел переходит к объяснению своего поведения. Обычно руководители и начальники полагают, что они не должны унижаться, объясняя подчинённым своё поведение, но апостол не воспринимает себя как начальника, а членов коринфской общины как подчинённых. Все они люди, все они ученики Христовы, поэтому объясняя им своё поведение, он не воспринимает это как унижение. Просто он по-человечески объясняется с ними, не боясь уязвимости, которая, как кажется, при этом возникает.
В чём же причина его промедления?
Апостол говорит, что не приходил в Коринф, потому что давал время ученикам исправиться самим. В первом послании он указал им на их ошибку и дал им возможность, как взрослым людям, самим её преодолеть. И это педагогически очень верно.
Можно сообщить человеку заповедь, можно и иногда нужно указать на ошибку, но нельзя за него исправиться. Приходя с обличениями, пытаясь контролировать каждый шаг, мы порой не даём совершиться главной работе совести, которая постепенно ведёт человека к исправлению. Своим примером апостол показывает, что единственным основанием, на котором может строиться воспитание и научение других, должна быть любовь, и обращаться к человеку надо так, чтобы он эту любовь чувствовал.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер