2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как известно апостол Павел периодически обращался к общинам, которые основывал, с просьбой о финансовой помощи Иерусалимским христианам. Зачастую, когда мы слышим слова апостола, который говорит о нуждах святых, подразумевая под святыми Иерусалимских христиан, мы забываем каким был статус этой общины в то время. А ведь Иерусалимская община была матерью всех церквей. Собор апостолов проходил именно в Иерусалиме и главой этого собора был местный епископ. И вдруг, эта церковь, которая воспринимается как старшая и главенствующая, стала нуждаться в помощи. По светским меркам это довольно странная и необычная история. Сегодня мы привыкли рассуждать в стиле бизнес структур, но нам и в голову не может прийти ситуация, при которой центральный офис какой-нибудь фирмы терпит бедствие и ждет милости от тех, кто находится на периферии. В мире такие проблемы решаются совсем по-другому. Но в том-то и дело, что Церковь не фирма и не финансовая организация, ее жизнь с самого начала устроена на других основаниях. И поэтому Павел не приказывает, ведь он не начальник, он открыто говорит о нужде ближних, на которую посильно отзываются те, кто уверовал.
Но на эту ситуацию можно посмотреть еще и с другой стороны. Есть у меня один знакомый, который даже в крайней нужде никогда не принимает помощи. Нельзя сказать, что он выглядит страшным гордецом, нет. Что зарабатывает, на то и живет, но от любой помощи строго настрого отказывается, считая, что это ниже его достоинства. При этом человек он самый простой, не занимающий никаких руководящих должностей. Он любит помогать сам и в меру сил проявляет щедрость, но никогда не позволяет помогать себе. Первое правильно, а второе нет. В этом смысле важно помнить притчу о неправедном домоуправителе, потому что мы все распоряжаемся богатством которое нам дано. У нас нет ничего своего, все что мы имеем, мы имеем от Бога. Это значит, что только Бог дает — а мы обмениваемся. И если сегодня у меня чуть больше сил или средств — помогаю я, но, если завтра ситуация поменяется, я не должен гордо поднимать голову и говорить, что нормальные люди в помощи не нуждаются. На самом деле все нуждаются в той или иной помощи. Одни в финансовой, другие в душевной, и все в духовной. И если я помогаю сам, я должен дать возможность помогать другому...
Сегодняшнее чтение начинается со странного слова, которое в современном русском языке носит чересчур официальный характер. На самом деле, апостол не уведомляет, а просто обращает внимание коринфян на то, как удивительно щедро повели себя братия из Македонии. Обычно, комментируя это место, экзегеты обращают внимание на финансовую помощь, хотя апостол начинает совсем не с этого. Он говорит о том, что является основой этой щедрости, что позволяет этим братиям помогать другим буквально из нищеты. Он формулирует это так: «они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью». На первый взгляд может быть совершенно непонятно, что позволяет им так радоваться в момент скорби, однако конец чтения расставляет все по местам. Дело оказывается в том, что поставить в центр своей жизни, что посчитать за точку отсчета. Братия из Македонии не ищут своего, но предают себя Богу и живут не оглядываясь на обстоятельства, в простоте исполняя волю Божию.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди