
2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться в этой жизни справедливости? Вопрос, который волнует всякого человека. Ответ на него находим в отрывке из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Взаимоотношения апостола Павла с христианскими общинами, которые он организовал в различных городах Римской империи, не всегда были гладкими. По той причине, что он не сидел на месте и постоянно странствовал, верующие уклонялись от чистоты той Евангельской вести, которую апостол некогда им сообщил. Ведь мы, люди, в любом деле всегда стремимся найти более лёгкий и удобный путь. Духовная жизнь не является исключением. Всегда есть желание автоматизировать процесс. Придумать как полегче и с наименьшими потерями для своего эгоизма, который любит комфорт, уют и спокойствие, войти в Царство Небесное. Принцип в этом случае прост: «солдат спит, служба идёт». Однако, что вполне допустимо на производстве, категорически недопустимо в духовной жизни. Как правило, она непредсказуема и требует от человека держать ухо востро. Как только всё начинает идти по накатанной — это тревожный звоночек. В коринфской общине этот сигнал не заметили. Поэтому в ней начали возникать разного рода нестроения, конфликты, заблуждения. В том числе появлялось недовольство Павлом, который призывал как раз-таки к непрестанной бодрости и внимательности. После череды вразумлений со стороны апостола коринфяне одумались, изменились и, проделав работу над ошибками, с новым усердием принялись выстраивать отношения с Богом и друг другом.
По этому поводу апостол Павел и выражает свою радость в только что прозвучавшем отрывке. Он рад тому, что горечь обид и претензий более не разъедает сердца коринфян. Ведь человек, который находится в состоянии обиды, всегда будет наносить себе тяжкий вред. Обида и претензия для христианина — это роскошь непозволительная. Это всегда стоп-сигнал для развития духовной жизни. Состояние сердца, когда его гложут обиды, апостол и называет мирской печалью. Вне зависимости от того, насколько я в ситуации конфликта прав, а мой обидчик не прав, насколько мои обиды обоснованы, а его действия по отношению ко мне необоснованны, результат всегда один — смерть души. Она перестаёт быть восприимчива к Богу и к окружающим. Что говорить, нередко мы наносим себе вред даже в том случае, если лелеем справедливое возмущение. В таких случаях мы становимся похожи на пчелу, которая, защищая улей, жалит обидчика, но и сама умирает. Жало у насекомого заострённое. Оно застревает в противнике вместе с мешочком, в котором хранится яд и который связан с пчелиным брюшком. Так желание справедливого возмездия становится причиной смерти.
Поэтому апостол рад, что коринфяне оставили свои претензии в стороне, и пересмотрели своё отношение к духовной жизни. Они предпочли менять не мир вокруг себя, а в первую очередь менять самих себя. Эту сосредоточенность на себе, осознание того, что в первую очередь, надо работать над собой, а не искать врагов вне себя, Павел и называет печалью о Боге. В конце письма он говорит о том, что именно на такого человека можно положиться. Действительно, сложно найти общий язык с тем, кто в первую очередь ищет, в чём упрекнуть окружающих, не замечая бревна в своём глазу. Совсем иначе строится диалог с тем, кто ясно видит свои недостатки и старается без упрёков в сторону ближних разобраться со своим душевным хламом. Здесь всегда есть понимание, снисходительность и предусмотрительность.
Приобретение этой печали о Боге — задача-максимум для каждого из нас. Это и есть та самая непредсказуемая, не автоматизированная духовная жизнь. Жизнь, которая каждую минуту требует от нас бодрости и внимательности, сосредоточенности на решении своей духовной проблемы. Лишь в том случае, если мы будем стремиться приобрести подобное расположение души, сможем с лёгкостью избегать всякого рода склок с окружающими. Лишь в этом случае мы сможем с миром отпускать людей и проблемные ситуации. Лишь в этом случае Господь дарует нам божественную благодать, которая наполнит наше сердце радостью, миром и покоем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер