2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться в этой жизни справедливости? Вопрос, который волнует всякого человека. Ответ на него находим в отрывке из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Взаимоотношения апостола Павла с христианскими общинами, которые он организовал в различных городах Римской империи, не всегда были гладкими. По той причине, что он не сидел на месте и постоянно странствовал, верующие уклонялись от чистоты той Евангельской вести, которую апостол некогда им сообщил. Ведь мы, люди, в любом деле всегда стремимся найти более лёгкий и удобный путь. Духовная жизнь не является исключением. Всегда есть желание автоматизировать процесс. Придумать как полегче и с наименьшими потерями для своего эгоизма, который любит комфорт, уют и спокойствие, войти в Царство Небесное. Принцип в этом случае прост: «солдат спит, служба идёт». Однако, что вполне допустимо на производстве, категорически недопустимо в духовной жизни. Как правило, она непредсказуема и требует от человека держать ухо востро. Как только всё начинает идти по накатанной — это тревожный звоночек. В коринфской общине этот сигнал не заметили. Поэтому в ней начали возникать разного рода нестроения, конфликты, заблуждения. В том числе появлялось недовольство Павлом, который призывал как раз-таки к непрестанной бодрости и внимательности. После череды вразумлений со стороны апостола коринфяне одумались, изменились и, проделав работу над ошибками, с новым усердием принялись выстраивать отношения с Богом и друг другом.
По этому поводу апостол Павел и выражает свою радость в только что прозвучавшем отрывке. Он рад тому, что горечь обид и претензий более не разъедает сердца коринфян. Ведь человек, который находится в состоянии обиды, всегда будет наносить себе тяжкий вред. Обида и претензия для христианина — это роскошь непозволительная. Это всегда стоп-сигнал для развития духовной жизни. Состояние сердца, когда его гложут обиды, апостол и называет мирской печалью. Вне зависимости от того, насколько я в ситуации конфликта прав, а мой обидчик не прав, насколько мои обиды обоснованы, а его действия по отношению ко мне необоснованны, результат всегда один — смерть души. Она перестаёт быть восприимчива к Богу и к окружающим. Что говорить, нередко мы наносим себе вред даже в том случае, если лелеем справедливое возмущение. В таких случаях мы становимся похожи на пчелу, которая, защищая улей, жалит обидчика, но и сама умирает. Жало у насекомого заострённое. Оно застревает в противнике вместе с мешочком, в котором хранится яд и который связан с пчелиным брюшком. Так желание справедливого возмездия становится причиной смерти.
Поэтому апостол рад, что коринфяне оставили свои претензии в стороне, и пересмотрели своё отношение к духовной жизни. Они предпочли менять не мир вокруг себя, а в первую очередь менять самих себя. Эту сосредоточенность на себе, осознание того, что в первую очередь, надо работать над собой, а не искать врагов вне себя, Павел и называет печалью о Боге. В конце письма он говорит о том, что именно на такого человека можно положиться. Действительно, сложно найти общий язык с тем, кто в первую очередь ищет, в чём упрекнуть окружающих, не замечая бревна в своём глазу. Совсем иначе строится диалог с тем, кто ясно видит свои недостатки и старается без упрёков в сторону ближних разобраться со своим душевным хламом. Здесь всегда есть понимание, снисходительность и предусмотрительность.
Приобретение этой печали о Боге — задача-максимум для каждого из нас. Это и есть та самая непредсказуемая, не автоматизированная духовная жизнь. Жизнь, которая каждую минуту требует от нас бодрости и внимательности, сосредоточенности на решении своей духовной проблемы. Лишь в том случае, если мы будем стремиться приобрести подобное расположение души, сможем с лёгкостью избегать всякого рода склок с окружающими. Лишь в этом случае мы сможем с миром отпускать людей и проблемные ситуации. Лишь в этом случае Господь дарует нам божественную благодать, которая наполнит наше сердце радостью, миром и покоем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.