2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В жизни всякого человека есть страхи. Нет такого, кто совершенно ничего не боится. Порой страхи так завладевают нами, что житья от них нет и приходиться даже обращаться к специалисту. Что же по поводу страхов говорит Священное Писание? Об этом мы узнаём из отрывка 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Каждого человека, по словам апостола Павла, с которых начинается только что прозвучавший отрывок, ожидает суд Божий. Эта мысль должна укорениться в сердце человека и определять всю его жизнь. Признаком этого должен быть, по словам Павла, страх Господень. Апостол был не первым, кто говорил о страхе Божием. Многочисленные упоминания об этом мы находим в Ветхом Завете. Так, например, Моисей пишет: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего». Важно понимать, что речь идёт не о животном чувстве, которое испытывает, например, собака, когда на неё замахиваются палкой. Это не состояние ужаса, когда в ситуации опасности кровь стынет в жилах и мы погружаемся в оцепенение. В мире Библии и в позднейшей христианской традиции выражение «страх Божий» указывает на особое духовное состояние, которое напрямую связано с действием в сердце человека божественной благодати. В самых общих чертах — это живое ощущение присутствия Творца в своей жизни. Опыт полноты, мира и покоя, которые вместе с тем сопровождаются благоговейным трепетом перед Создателем, изумлением перед Его величием. Эта предельная сосредоточенность на Боге благотворно влияет на душу человека. Так, например, страх Божий вымещает из нашего сердца всякий животный ужас. Благодать действует так, что пропадают разнообразные фобии перед людьми и обстоятельствами жизни. Ум преображается. Та муть из тревог и беспокойств, которая не позволяет нам адекватно видеть и оценивать себя, окружающих и в целом действительность, рассеивается. В человеке поселяется ясность и осознанность. Поэтому нередко встречаем такие выражение, как, например, в книге Иова: «страх Господень есть истинная премудрость». Или же премудрый царь Соломон говорит: «Начало мудрости — страх Господень». Вот именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, используя выражение страх Господень. Лишь тот, кто носит в себе эту благодать, способен трезво смотреть на свою жизнь и в каждый её момент помнить, что его ожидает. Конечно же, это будет сказываться на всех его мыслях, чувствах, словах и поступках. Ведь, как говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь».
Нам важно отметить одну существенную закономерность. Если человек не стремится приобрести страх Господень, он в течение жизни неизбежно всё более и более становится одержимым разнообразными животными страхами. Чем дальше, тем глубже его сознание словно погружается в сумеречную зону. Постепенно он становится жалким обитателем мира призраков: призрак будущего и прошлого, призрак старости, одиночества и болезни, призрак нищеты, отверженности и потери удовольствий, призрак нереализованности, никчёмности и покинутости. Каждый из нас может написать собственный список. Несмотря на то, что мы всячески стремимся блокировать этих страхи, спрятаться от них под одеялом суеты, различных эмоций, бурной деятельности, они всё равно вылезают из-под кровати и продолжают мучать нас. Не дают нам жить полноценно. Погружают нас в уныние и депрессию. Искажают наше восприятие действительности. Для того, чтобы избавиться от них, одного дневного света недостаточно. Необходимо усердным исполнением Евангельских заповедей приобретать страх Божий. Лишь он один рассеивает всякий морок и открывает двери в тот мир, где всегда сияет Божественная благодать — Свет вечный и не меркнущий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.