
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 179 зач., V, 10-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В жизни всякого человека есть страхи. Нет такого, кто совершенно ничего не боится. Порой страхи так завладевают нами, что житья от них нет и приходиться даже обращаться к специалисту. Что же по поводу страхов говорит Священное Писание? Об этом мы узнаём из отрывка 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Каждого человека, по словам апостола Павла, с которых начинается только что прозвучавший отрывок, ожидает суд Божий. Эта мысль должна укорениться в сердце человека и определять всю его жизнь. Признаком этого должен быть, по словам Павла, страх Господень. Апостол был не первым, кто говорил о страхе Божием. Многочисленные упоминания об этом мы находим в Ветхом Завете. Так, например, Моисей пишет: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего». Важно понимать, что речь идёт не о животном чувстве, которое испытывает, например, собака, когда на неё замахиваются палкой. Это не состояние ужаса, когда в ситуации опасности кровь стынет в жилах и мы погружаемся в оцепенение. В мире Библии и в позднейшей христианской традиции выражение «страх Божий» указывает на особое духовное состояние, которое напрямую связано с действием в сердце человека божественной благодати. В самых общих чертах — это живое ощущение присутствия Творца в своей жизни. Опыт полноты, мира и покоя, которые вместе с тем сопровождаются благоговейным трепетом перед Создателем, изумлением перед Его величием. Эта предельная сосредоточенность на Боге благотворно влияет на душу человека. Так, например, страх Божий вымещает из нашего сердца всякий животный ужас. Благодать действует так, что пропадают разнообразные фобии перед людьми и обстоятельствами жизни. Ум преображается. Та муть из тревог и беспокойств, которая не позволяет нам адекватно видеть и оценивать себя, окружающих и в целом действительность, рассеивается. В человеке поселяется ясность и осознанность. Поэтому нередко встречаем такие выражение, как, например, в книге Иова: «страх Господень есть истинная премудрость». Или же премудрый царь Соломон говорит: «Начало мудрости — страх Господень». Вот именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, используя выражение страх Господень. Лишь тот, кто носит в себе эту благодать, способен трезво смотреть на свою жизнь и в каждый её момент помнить, что его ожидает. Конечно же, это будет сказываться на всех его мыслях, чувствах, словах и поступках. Ведь, как говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь».
Нам важно отметить одну существенную закономерность. Если человек не стремится приобрести страх Господень, он в течение жизни неизбежно всё более и более становится одержимым разнообразными животными страхами. Чем дальше, тем глубже его сознание словно погружается в сумеречную зону. Постепенно он становится жалким обитателем мира призраков: призрак будущего и прошлого, призрак старости, одиночества и болезни, призрак нищеты, отверженности и потери удовольствий, призрак нереализованности, никчёмности и покинутости. Каждый из нас может написать собственный список. Несмотря на то, что мы всячески стремимся блокировать этих страхи, спрятаться от них под одеялом суеты, различных эмоций, бурной деятельности, они всё равно вылезают из-под кровати и продолжают мучать нас. Не дают нам жить полноценно. Погружают нас в уныние и депрессию. Искажают наше восприятие действительности. Для того, чтобы избавиться от них, одного дневного света недостаточно. Необходимо усердным исполнением Евангельских заповедей приобретать страх Божий. Лишь он один рассеивает всякий морок и открывает двери в тот мир, где всегда сияет Божественная благодать — Свет вечный и не меркнущий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.